Совершенно случайно попав в фильм, Юрий Васильев и Александр Фатюшин стали его украшением

На ежегодной церемонии вручения премии «Оскар» 31 марта 1981 года советский фильм «Москва слезам не верит» был удостоен статуэтки за лучший фильм на иностранном языке. Этот успех стал неожиданным для многих отечественных звезд кинематографа, которые не рассчитывали на столь значительное признание. Интересно, что многие из главных актеров этого фильма были выбраны не изначально, а пришлось сыграть роли актерам, которые не планировали участвовать в проекте, включая Юрия Васильева и Александра Фатюшина.

Действие фильма “Москва слезам не верит” начинается в конце 50-х и продолжается в конце 70-х годов. В героях ходят передовики производства и хоккеисты.

Красивые девушки приезжают из далекой глубинки покорять столицу, живут в хороших общежитиях, работают, учатся, мечтают о прекрасных принцах. И принцы приходят, хотя среди них попадаются и с изъянами.

Но потом появляется настоящий принц и все кончается хорошо.

Но вначале затея выглядела опасной.

Многие звезды кинематографа тех лет отказывались сниматься в сентиментальной мелодраме о советской золушке. Режиссер Владимир Меньшов предложил роль обаятельного и вероломного телеоператора Рудольфа актеру Владимиру Ивашову. Однако Ивашов отказался играть негативный персонаж из-за своего позитивного кинообраза. Евгений Жариков, Олег Видов, Лев Прыгунов также не приняли участие в проекте. В итоге Меньшов обратил внимание на Юрия Васильева, эффектного красавца из Малого театра, и предложил ему роль. Если на поиск актера для роли Рудольфа потребовалось много времени, то исполнитель роли Гурина был найден очень быстро.

-Этой роли в сценарии вообще не было. Даже персонажа такого не было. Был только какой-то упоминаемый ухажер Людмилы, кажется хоккеист. Но о нем только говорили, он не появлялся.

Я понял, что он нужен в картине и написал эти сцены с ним.

Владимир Меньшов.

Не напиши эту роль Меньшов, неизвестно, когда пришла бы к молодому талантливому актеру Александру Фатюшину всесоюзная слава. При том, что снимался он много, но оставался в тени других исполнителей.

Ситуацию мог бы переломить Эльдар Рязанов, написавший специально для Фатюшина роль в фильме “Служебный роман”.

"Служебный роман" (1977)

«Служебный роман» (1977)

Но, как назло актер повредил глаз и в фильм вошли лишь крохотные эпизоды с его участием, снятые до травмы. И вот опять подобное предложение. Разве мог Фатюшин от него отказаться. Меньшов приглашал артистов на пробы парами. Их дуэт с Ириной Муравьевой тут же утвердили.

В фильме есть много прекрасных планов столицы. Меньшов изменил скучное первоначальное название “Дважды солгавшая” и сделал Москву одной из главных героинь.

Некоторые места даже стали достопримечательностями. Как, например, лавочка на Гоголевском бульваре, на которой обожают делать фото туристы. Именно здесь произошли два главных объяснения Катерины и Рудольфа. Сначала молодых, а потом 20 лет спустя.

Васильев

В 1965 году режиссер Сергей Герасимов пригласил Юрия Васильева на главную роль в свою картину “Журналист”.

Уже приняв решение снимать Васильева, Герасимов обратился к дамам съемочной группы.

-Ну девушки, с кем бы вы поехали отдыхать в Сочи из этих пятерых? — спросил он, разложив фотографии.

Все в один голос: —Конечно же Юра Васильев!

"Журналист" (1967)

«Журналист» (1967)

Одна из серий должна была сниматься в Женеве и Париже. Друзья и коллеги были потрясены. Такое везение, выезд за рубеж, съемки со звездами французского кино и эстрады.

Васильев был абсолютно органичен и рядом с французскими актерами, и на улицах Женевы. Он умел носить дорогие костюмы, красиво есть, пить, курить.

По фактуре того времени он был похож на голливудского актера.

31 марта 1981 года на ежегодной премии вручения "Оскар" статуэтку за лучший фильм на иностранном языке получила советская лента “Москва слезам не верит”.-4

Однако Юрий Васильев также органично вписался в образы сцен, где действие разворачивалось в небольшом провинциальном городке Горноуральске. «Журналист» стал популярным среди зрителей, и женщины теряли головы, глядя на Васильева. Хотя его обожали многие женщины, сам актер ничего для этого не предпринимал.

Многие, включая самого Васильева, ожидали, что после успеха «Журналиста» он будет чаще появляться на экране. Однако его голливудская внешность мешала ему получить больше предложений. Советскому кинематографу требовались другие типажи, и Васильев редко появлялся на экране.

Только спустя 12 лет после выхода «Журналиста» Юрий Васильев, наконец, получил приглашение на одну из ролей в фильме «Москва слезам не верит».

Юра с мамой

Юра с мамой

Актер с голливудской внешностью вырос в обычной семье столичных интеллигентов. Папа — инженер, мама — библиотекарь. Коренные москвичи. И это единственное сходство Васильева с его персонажем.

Рудольф — избалованный маменькин сынок-белоручка. Мать мечтает о выгодном браке для него и от связи сына с простой работницей приходит в ярость.

Только впервые увидев свою дочь Александру взрослой, Рудольф понимает, как многого не случилось в его жизни.

Фатюшин

При окончательном монтаже из фильма выпало несколько отличных эпизодов с участием Александра Фатюшина.

Кадр, не вошедший в фильм

Кадр, не вошедший в фильм

Тем не менее, персонаж Гурина стал наиболее популярным среди зрителей. Во-первых, он был хоккеистом. Во-вторых, он не претендовал на звание звезды, оставаясь скромным. В-третьих, причина его упадка была понятна многим мужчинам.

К сожалению, в реальной жизни существует множество схожих ситуаций с персонажем Гурина.

Во время съемок режиссер и актер стали друзьями и даже отправились вместе в Рязань, родной город Фатюшина, где его отец работал водителем, а мать — на фабрике.

Саша Фатюшин

Саша Фатюшин

Фатюшин долго не женился. Он все время был влюблен в женщину, которая не хотела быть с ним.

Ирина Калиновская была старше его, замужем и уходить от мужа не собиралась. Так продолжалось не один год.

Пока не появилась Лена Мольченко.

С женой Леной Мольченко

С женой Леной Мольченко

______________________________

Успех фильма «Москва слезам не верит» был ошеломительным.

Владимир Меньшов вспоминал, как в холодный февральский день 1980 года вышел из метро на станции Пушкинская и застыл от удивления. Вся площадь была переполнена людьми. Не сразу он осознал, что они стоят в очереди в кассу кинотеатра «Россия», чтобы купить билеты на его фильм.

Удивительно то, что в фильме не было главных ролей. Все персонажи остались в памяти зрителей. Фильм вскоре был удостоен премии «Оскар».

А у актеров, снявшихся в нем, судьбы сложатся по-разному.

Юрий Васильев продолжал активно выступать на сцене Малого театра. Кроме того, он был исключительно заботливым мужем и отцом, а также мастером на все руки. Способный делать всё своими руками, он возвел собственную дачу, построил дом и даже приобрел машину, которую мог починить сам. В его владении были сад и огород, где он успешно выращивал урожай, а затем радостно делал подарки своим друзьям.

В советские годы, и особенно в 90-е, это было невероятно ценным навыком в хозяйстве. В кинематографе Юрий Васильев появлялся нечасто, но в определенный момент Юрий Соломин предложил ему попробовать свои силы в режиссуре.

_________________

Дружба Меньшова и Фатюшина дала трещину из-за фильма “Любовь и голуби”. Фатюшин мечтал сыграть в нем главную роль.

-Оказывается он обиделся смертельно. Мы столкнулись с ним в ресторане Дома кино и вдруг была раздраженная, злая реплика с его стороны. “Ты все равно лучше актера не найдешь”.

Но на премьеру фильма “Любовь и голуби” он пришел. После просмотра он подошел ко мне. Я ждал каких-то резких слов с его стороны, но он сказал: “Ну что. Гений. Победил что-ли?”

Но было видно, что ему было не так легко признаться в том, что картина получилась и без него.

Владимир Меньшов.

Судьбу Александра Фатюшина можно понять. Когда человек быстро привыкает к славе, он всегда жаждет ее продолжения. После «Москва слезам не верит» его много снимали, но ни один из его фильмов не повторил такого же успеха.

Как часто бывает в творческой среде, Фатюшин начал испытывать неудовлетворенность. Это повлекло за собой трудности, аналогичные тем, что пережил его герой. Однако несмотря на все, его жена Лена по-прежнему любила его.

Пришли 90-е годы, время перемен. Менялись отношения между людьми и принципы, которые Фатюшин отвергал. Его здоровье стало ухудшаться. В возрасте 52 лет он ушел из жизни.

Четыре года назад, в 1999 году, незадолго до своего 60-летия, Юрий Васильев также скончался от сердечного приступа. Его смерть была внезапной. Он отправился починить машину, очередь двигалась медленно, и было жарко. По возвращении домой, уставший, он просто хотел отдохнуть, посмотреть телевизор. И нашли его мертвым на диване.

31 марта 1981 года на ежегодной премии вручения "Оскар" статуэтку за лучший фильм на иностранном языке получила советская лента “Москва слезам не верит”.-9

Актеры, сыгравшие в фильме “Москва слезам не верит” были частью этого удивительного города.

И родившийся здесь Юрий Васильев, и паренек из провинции, ставший столичным жителем Александр Фатюшин.

В этом городе они стали знаменитыми и сгорели до срока, оставшись в лучших своих фильмах молодыми и прекрасными.

Источник