Почему Этуша не пустили в «Джентльмены удачи» — малоизвестные фотопробы советских артистов

Наши любимые фильмы могли выглядеть совсем по-другому, если бы главные роли в них сыграли другие артисты. И кто знает, стали бы нам эти ленты нравится меньше или, наоборот, больше.

Наши любимые фильмы могли выглядеть совсем по-другому, если бы главные роли в них сыграли другие артисты. И кто знает, стали бы нам эти ленты нравится меньше или, наоборот, больше.

В СМИ часто рассказывают, что исполнителем роли Штирлица должен был стать актер Арчил Гомиашвили – якобы только из-за этого он крутил роман с режиссером Татьяной Лиозновой. Но верится в это с трудом. Во-первых, совершенно невозможно представить себе Гомиашвили в костюме штандартенфюрера СС (да и как бы его воспринимали зрители в этом образе после гайдаевского фильма?). Во-вторых, никто ни разу не показал фотопроб артиста на роль Штирлица. А они подтверждали бы, что Лиознова всерьез рассматривала своего бойфренда на роль советского разведчика. Но эти проб нет. Зато мы можем увидеть другие удивительные пробы на роли, в которых, как сейчас кажется, не смог бы сниматься никакой другой артист. Так, на этом снимке Михаил Ульянов в образе инспектора Грандена – для комедии Аллы Суриковой «Ищите женщину».

Наши любимые фильмы могли выглядеть совсем по-другому, если бы главные роли в них сыграли другие артисты. И кто знает, стали бы нам эти ленты нравится меньше или, наоборот, больше.-2

К тому времени Михаил Александрович безумно хотел сняться хотя бы в одной кинокомедии и сломать стереотип. Образы директоров заводов, вождей, председателей колхозов и маршалов ему предельно надоели. Сурикова утвердила его на роль Грандена сходу, и Ульянов уже подготовился к съемкам. Но тут Никита Михалков, который репетировал с актером и его партнершей по Театру Вахтангова Ириной Купченко пьесу «Без свидетелей», неожиданно разругался с главным режиссером театра Евгением Симоновым и решил ставить по этой пьесе фильм. Куда и позвал Ульянова с Купченко. Отказаться от такой сочной роли карьериста артист не смог, так что вечно простуженного инспектора в ленте «Ищите женщину» сыграл Леонид Куравлев.

А вот еще одна звезда Театра им. Вахтангова — Владимир Этуш. В 1971 его спешно позвали играть Василия Алибабаевича в комедию Александра Серого «Джентльмены удачи», когда с этой роли снялся Фрунзик Мкртчян из-за большой занятости в Армении. Но худсовет пробы Этуша не утвердил — восточный человек у него получался убедительно, но на дурачка актер никак не тянул. Невозможно было поверить, что Этуш в своем кишлаке разбавлял бензин ослиной мочой, да и возраст был не тот. В итоге роль отдали Раднэру Муратову, которого изначально позвали сыграть директора тюрьмы.

Наши любимые фильмы могли выглядеть совсем по-другому, если бы главные роли в них сыграли другие артисты. И кто знает, стали бы нам эти ленты нравится меньше или, наоборот, больше.-4

Александр Абдулов во второй половине 1970-х нередко приглашался на пробы. И он любил повторять одну шутку: «Меня часто зовут на пробы, а потом утверждают Костолевского». Но в трагикомедии Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» Абдулов сыграть мог — режиссёру он нравился по лентам и спектаклям Марка Захарова. Но в тот момент Александр Гаврилович был, что называется, уже нарасхват. И у него не имелось в графике трех свободных месяцев для съемок у Рязанова. Так что режиссер решил отдать Плетнева Станиславу Садальскому, на которого случайно натолкнулся в коридорах «Мосфильма». Вот и не верь после этого в счастливый случай.

Лариса Голубкина и Людмила Марченко

Лариса Голубкина и Людмила Марченко

Интересно смотреть пробы к эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». Тут через кастинг прошли, вероятно, все артисты советского кино. Особенно долго искали Наташу Ростову. Требовалась девушка с большими наивными глазами ребенка, но вместе с тем аристократичная, простая, но изящная, сильная, но ранимая, решительная, но впечатлительная. Пробовали Ларису Голубкину и Людмилу Марченко. У одной после «Гусарской баллады» силы и решительности было достаточно, но вот с глазами ребенка ощущалась напряженка. У Марченко с глазами все было в порядке, но не хватало аристократизма.

Валентина Малявина и Людмила Гурченко

Валентина Малявина и Людмила Гурченко

Валентина Малявина тоже не могла похвастаться детскими наивными глазами, зато на кинопробах можно увидеть удивительно красивую аристократичную девушку. А вот Людмила Гурченко к тому времени еще не до конца избавилась от шлейфа Леночки Крыловой из «Карнавальной ночи», худсовет совсем не увидел в ней Наташу Ростову. В итоге роль сыграла балерина Людмила Савельева, за которой никакого киношлейфа вовсе не тянулось — это был ее дебют в большом кино (если не считать фильма-балета «Спящая красавица»).

Наталья Крачковская и Владимир Высоцкий

Наталья Крачковская и Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий мог сыграть у Леонида Гайдая Остапа Бендера. Режиссер мечтал поработать с этим удивительно талантливым человеком. И его кинопробы оказались убедительными, но худсовет решил, что актер слишком харизматичен — зрители увидят на экране не Бендера, а знаменитого Высоцкого в его образе. В итоге роль ушла к Александру Белявскому. По версии самого актера, худсовет также не хотел его видеть в роли Бендера, поэтому после первых съемочных дней вдруг состоялся просмотр материала, и Гайдаю заявили, что «Белявский выглядит бледно», хотя по этим рабочим материалам сказать было ничего нельзя. Так судьба дала шанс уже упомянутому в начале материала Арчилу Гомиашвили.

Дмитрий Харатьян и Игорь Скляр

Дмитрий Харатьян и Игорь Скляр

Карен Шахназаров для роли Кости Иванова в ленте «Мы из джаза» отобрал Дмитрия Харатьяна. Однако артист джаз не любил и выглядел очень тяжеловесно. Неожиданно опять-таки в коридоре «Мосфильма» Шахназаров натолкнулся на вернувшегося из армии Игоря Скляра и сразу вспомнил прекрасный музыкальный фильм с его участием «Только в мюзик-холле». Он позвал артиста на пробы, и бедному Харатьяну пришлось ждать еще несколько лет выхода «Гардемаринов», чтобы обрести всесоюзную славу. А можно ли сегодня представить в роли Кости кого-нибудь другого кроме Скляра?