Армейский фильм, где показали, как одеться, пока горит спичка

Несмотря на то, что фильм «Весенний призыв» (1977) был снят под контролем военных чиновников, как и многие другие военно-патриотические фильмы, сами военные несколько скептически отнеслись к нему. Такое же мнение в значительной степени разделили и зрители, считая его отчасти выдуманным и малореалистичным (и такое восприятие сохраняется и по сей день). Однако…

Для некоторых зрителей фильм «Весенний призыв» понравился своей жизнерадостностью и оптимистичным настроем. Возможно, у кого-то было счастье столкнуться во время службы в армии с подобным замечательным командиром, как сержант Карпенко, главным героем фильма.

Кадр из фильма «Весенний призыв»

Кадр из фильма «Весенний призыв»

Действительно любопытно узнать, что сценарий для «Весеннего призыва» написал Александр Миндадзе. Это был его дебютный сценарий, который еще не обладал острой социальной проблематикой, за которой он потом прославился. Впрочем, вскоре после этого Миндадзе начал сотрудничать с режиссером Вадимом Абдрашитовым, и этот дуэт создал несколько фильмов, которые отличались сложностью и иногда провокационностью, всегда вызывая интерес зрителей.

За режиссуру «Весеннего призыва» ответственен Павел Любимов. Этот факт также представляет интерес, так как…

Павла Любимова часто называли режиссёром «женским». Ему прекрасно удавались сюжеты, где в центре внимания были именно женщины.

да и сам Павел Любимов предпочитал работать над сценариями, где основное внимание уделялось женщинам. Однако его известность и признание в кинематографе принес фильм под названием «Женщины», который на сегодняшний день имеет уже почти 60-летнюю историю, но до сих пор остается популярным и любимым. В некотором смысле «Весенний призыв» стал для Любимова новым опытом, поскольку впервые он снимал фильм, где в центре внимания были мужчины, хотя девушка все же присутствует, но во второстепенной роли.

Сюжет ленты довольно прост. Сержант Карпенко готовится к отпуску, но внезапно приходит новый набор новобранцев. Все они разные, с собственными характерами и привычками, и Карпенко должен наладить отношения с каждым из них: начиная с совсем молодого Волынца, любителя игры на гитаре, который уже не раз попадал в переделки, и заканчивая 27-летним Сергеем Коновым, уверенным в себе мужчиной, который пытается подчинить себе Волынца, и самоуверенным Аликом Проскуриным, бывшим студентом, к которому постоянно приходит девушка (как оказывается, его бывшая жена, с которой он прожил всего пару месяцев). Найти общий язык с этими парнями оказывается не так просто, но Карпенко справляется, хотя без некоторых трудностей, конечно, не обходится.

Кадр из фильма. Александр Фатюшин

Кадр из фильма. Александр Фатюшин

Роль сержанта Карпенко была поручена молодому актеру Александру Фатюшину. Он уже дважды появлялся на экране, но в малозначительных ролях, и в «Весеннем призыве» ему, наконец, выпала возможность исполнить главную роль, которая была большой и насыщенной. Однако на театральной сцене Фатюшин уже демонстрировал свой талант: всего за три года работы в Театре имени Маяковского он сыграл несколько серьезных ролей, среди которых выделялась его интерпретация приказчика-мошенника Подхалюзина в постановке «Банкрот» по пьесе Николая Островского «Свои люди — сочтемся». Впоследствии Павел Любимов вспоминал, как Александр Фатюшин явился на пробы:

«Передо мной стоял такой модный парень, с длинными волосами, несколько небрежный, с мешковатой осанкой. Теперь я горжусь, что смог увидеть в нем подтянутого, с военной дисциплиной и уверенностью сержанта. Но что меня сразу поразило в Фатюшине, так это его актерский талант! Его характер проступал насквозь с первых минут.»

Кадр из фильма. Игорь Костолевский

Кадр из фильма. Игорь Костолевский

Роль Алика Полухина, немного дерзкого и бесцеремонного новобранца, досталась Игорю Костолевскому, который был коллегой Александра Фатюшина в театре. Несмотря на то что Игорь Костолевский, изображавший вчерашнего студента-новобранца, был на самом деле чуть старше Александра Фатюшина, его популярность была настолько высока, что его роль кавалергарда Анненкова в драме «Звезда пленительного счастья» о декабристах сразу завоевала сердца женщин по всей стране.

Кадр из фильма. Виктор Проскурин 24 года?

Кадр из фильма. Виктор Проскурин 24 года?

В роли пройдохи Конова снялся Виктор Проскурин. Его персонаж был самым старшим в фильме, но сам актер казался ещё более взрослым, что удивительно, поскольку Виктор Проскурин в реальности был ровесником Александра Фатюшина: на момент съёмок ему всего 24.

Кадр из фильма. Александр Постников, будущий рядовой Волынец

Кадр из фильма. Александр Постников, будущий рядовой Волынец

Роль слабовольного Волынца отдали Александру Постникову, в кино снимавшаяся мало. «Весенний призыв» — это фактически единственная лента, где актёр сыграл заметную роль, большую часть жизни он посвятил театру.

Кадр из фильма. Александр Постников, рядовой Волынец. И, кажется, он единственный новобранец, лишившийся волос. Остальные шевелюру сохранили

Кадр из фильма. Александр Постников, рядовой Волынец. И, кажется, он единственный новобранец, лишившийся волос. Остальные шевелюру сохранили

В других ролях также снялись Борис Морозов, который дебютировал как киноактер, начав свою кинокарьеру после работы в театре, Михаил Бычков, Николай Алексеев и Виктор Мамаев. В эпизоде также появился Леонид Ярмольник, хотя его роль озвучил кто-то другой, идентификация которого осталась неопределенной, несмотря на то, что голос казался знакомым.

Единственную женскую роль, бывшую жену Алика, исполнила Анна Каменкова, и это была одна из ее первых взрослых ролей. Анна впервые появилась на экране еще в детстве, но после этого на долгое время исчезла из поля зрения зрителей, чтобы получить образование и стать профессиональной актрисой. В середине семидесятых она вернулась в кино уже взрослой и стала одной из самых популярных актрис, которая не только играла сама, но и озвучивала десятки коллег-актрис, включая иностранных.

Кадр из фильма. Анна Каменкова

Кадр из фильма. Анна Каменкова

На экраны «Весенний призыв» вышел в начале 1977 года. Аудиторию он собрал неплохую — почти 20 миллионов зрителей, но мнения о фильме всё же разделились. Кто-то отзывался о героях и ситуациях как о чуть ли не фантастических, кто-то говорил, что армию показали такой, какой её хотелось бы видеть в идеале, кому-то лента показалась плоской агиткой. Тем не менее «Весенний призыв» приятен как добрая история с хорошим финалом, где персонажи проходят через испытания, переосмысливая кое-какие принципы и превращаясь в итоге в положительных героев. Да, немного сказочно, но снято тепло и живо. Но, возможно, те, кто служил в армии, не согласятся.

Кадр из фильма. Виктор Проскурин и Александр Фатюшин

Кадр из фильма. Виктор Проскурин и Александр Фатюшин

Самой большой удачей лента стала для исполнителя главной роли Александра Фатюшина. Его заметили и зрители, и другие режиссёры, роль в «Весеннем призыве» назвали одним из самых ярких дебютов года сценарист Александр Миндадзе дал актёру заслуженно лестный отзыв:

«Сержант Карпенко получился у Фатюшина, мне кажется, в чём-то более жизненным, конкретным, чем удалось сделать в литературном сценарии. Он был интеллигентен не по «корочкам» в кармане, но по самой своей духовной организации. Ведь как он стремится понять человека иного склада, иных представлений о жизни. Но при этом не отступает от собственных убеждений и принципов».

Вторил ему и режиссёр Павел Любимов:

«Саша принёс на экран свою личность, в его сержанте постоянно просматривается исконно русский характер — рязанский, что ли… Карпенко получился человечески талантливым».


Мнения тех, кто прошел армию, относительно фильма «Весенний призыв» могут быть разнообразными и зависят от индивидуального опыта каждого военнослужащего. Некоторые могут считать фильм агитационным идеализированным изображением военной службы, которое не соответствует реальности. Другие могут воспринимать его как фантастическое представление о военной жизни, далекое от их собственного опыта. Однако есть и те, кто может находить в фильме элементы реальности и узнавать в нем некоторые аспекты военной службы, которые им знакомы.

Важно понимать, что кинематографический образ армии часто стилизован и идеализирован для целей драматургии и развлечения зрителя. Каждый зритель воспринимает фильмы по-своему, и мнение о том, является ли «Весенний призыв» агитационным, фантастическим, идеализированным или реалистичным, может различаться.

Источник