Ровно 50 лет назад на экраны вышла военная драма Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие». Режиссёр и сам был фронтовиком, прошёл всю войну и чудом остался жив, когда в одном из боёв по нему проехал танк. Обездвиженного солдата спасла девушка — фронтовая медсестра Анна Чугунова на руках вытащила его из-под огня и донесла до госпиталя. В благодарность ей и всем женщинам, прошедшим войну, Ростоцкий спустя годы и решил снять свой фильм. Готовую картину спасительница режиссёра увидеть не смогла — к тому моменту она полностью ослепла. Но Ростоцкий привёз её на студию и лично пересказывал всё, что происходило на экране.
В основу сценария легла повесть «А зори здесь тихие» писателя Бориса Васильева. Впервые её опубликовали в журнале «Юность» в 1969-м году, затем Юрий Любимов поставил её на сцене театра на Таганке, а вскоре на Ленинградском телевидении вышел одноимённый телеспектакль. Борис Васильев посетил съёмочную площадку фильма Ростоцкого лишь однажды и остался недоволен увиденным — гораздо больше ему понравилась постановка Таганки.
На роль старшины Васкова пробовался Георгий Юматов, но в ходе тайного голосования, в котором принимали участие все члены киногруппы, был выбран дебютант Андрей Мартынов. Эта роль стала для него первым появлением на экране. На момент съёмок актёру было всего 26 лет, хотя в оригинальной повести герою было 32 года. На экране Мартынов кажется даже старше этого возраста — он специально отрастил усы, а просторечный говор персонажа придумал режиссёр.
Елену Драпеко в самом начале съёмок отстранили от работы. Бойкая крестьянка Лиза Бричкина по сценарию была румяной крепкой девахой, а интеллигентная второкурсница Драпеко выглядела настоящей тростинкой, витала в облаках, занималась балетом, играла на рояле и на скрипке и была очень далека от деревенского мира. Дать актрисе второй шанс посоветовала жена режиссёра Нина Меньшикова. Драпеко снова вызвали на площадку, вытравили брови, нарисовали рыжие веснушки, выработали говор — тогда образ наконец сложился.
В одном из эпизодов фильма старшина спрашивает Женю Комелькову про её волосы: «Крашеные, поди?». На что та отвечает: «Нет, свои!». На самом деле перед съёмками гримёры выкрасили Ольгу Остроумову в рыжий цвет и сделали химическую завивку. Мелкие кудри ей совершенно не подошли и выглядели в кадре нелепо, так что на Ростоцкого надавили сверху с требованием найти на роль красавицы Комельковой другую актрису. Но режиссёр стоял на своём и на неделю запретил гримёрам подходить к Остроумовой. Когда её волосы начали возвращаться к естественному виду, съёмки продолжились.
Галя Четвертак представляет себя в мечтах героиней фильма «Цирк». Партнёром Екатерины Марковой в этой сцене был Кирилл Столяров — сын актёра Сергея Столярова, который сыграл в «Цирке» главную роль. На съёмках своего финального эпизода Маркова едва не получила серьёзную травму. Режиссёр планировал крупным планом снять следы от пуль на её спине. Для этого под гимнастёркой актрисы закрепили сложный пиротехнический механизм с искусственной кровью, который должен был взорваться в нужный момент. Но взрыв оказался куда мощнее, чем планировалось — гимнастёрку разорвало в клочья, а от увечий Маркову спасла лишь доска, на которой была закреплена вся система.
Когда снимали смерть Сони Гурвич, на площадку пришлось вызывать скорую помощь. По требованию режиссёра гримёры очень постарались над реалистичностью — лицо актрисы Ирины Долгановой выбелили, нарисовали страшные жёлтые круги под глазами, а грудь густо намазали бычьей кровью, так что стали слетаться мухи. Другие девушки процесса не видели, а когда их подвели к месту съёмок, то они едва не упали в обморок. Ольге Остроумовой и Екатерине Марковой стало так плохо, что не обошлось без помощи врачей. Зато реакция получилась настолько естественной, что первый же дубль вошёл в фильм.
Лента имела оглушительный успех у зрителей — в прокате её посмотрело 66 миллионов человек. В 1973-м году «…А зори здесь тихие» были номинированы на премию «Оскар», но уступили картине Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии». С презентацией фильма молодые актрисы объездили весь мир, в США ленту Ростоцкого включили в список лучших фильмов о Второй мировой войне, а в Китае одним из многочисленных поклонников драмы стал знаменитый политик-реформатор Дэн Сяопин. В 2005-м году Центральным телевидением Китая был снят одноимённый телесериал.