✎
«Мастер и Маргарита» действительно один из самых загадочных и влиятельных романов в мировой литературе. Писатель Михаил Булгаков начал работу над этим произведением в начале 1920-х годов, но завершил его только перед своей смертью в 1940 году. Впоследствии роман был опубликован почти спустя два десятилетия после смерти автора, в 1966 году.
Главные герои романа, Мастер и Маргарита, появились в разное время и были вдохновлены разными образами. Мастер, талантливый писатель, страдающий от потери веры в себя и мир, является, вероятно, отражением самого Булгакова и его собственных мучений и сомнений. Маргарита, смелая и загадочная женщина, стала воплощением веры, любви и женской силы.
Название романа «Мастер и Маргарита» также имеет свою историю. Оно представляет собой сочетание двух ключевых персонажей и основной темы произведения — вечной борьбы между добром и злом, верой и сомнением. Этот загадочный и многогранный роман продолжает волновать и вдохновлять читателей по всему миру, оставляя за собой множество тайн и загадок, которые исследователи и литературные критики пытаются разгадать до сих пор.
История создания романа «Мастер и Маргарита»
Михаил Афанасьевич потратил долгие годы на поиск темы для нового романа, а еще больше времени ушло на его написание — целых двенадцать лет. Он начал работу над романом еще в 1928 году, а завершил ее лишь в 1940 году, внесши последние исправления всего за месяц до своей смерти 10 марта. По словам самого писателя, изначально он не имел четкого представления о сюжете своего романа и страдал от этого. Первые версии рукописи были далеки от того произведения, которое мы знаем сегодня: они не содержали Мастера и Маргариту, а рассказывали историю о сатане, прибывшем в столицу.
Булгаков — один из наиболее противоречивых писателей XX века, а его знаменитый роман «Мастер и Маргарита» пользуется популярностью и за пределами России, экранизирован не только на родине.
Основу сюжета составляет образ черного мага Воланда. Интересно, что первоначальные названия романа соответствовали этому образу: «Чёрный маг», «Великий канцлер», «Сатана» и так далее. Однако, в связи с установлением в стране жесткой цензуры во времена Сталина, Булгакову пришлось изменить направление своего произведения и ввести новых персонажей.
Под диктатурой сталинского режима Булгакову было запрещено поставить спектакли и публиковать произведения. Чтобы избежать преследований, писатель переключился на историю борьбы художника и власти. Персонажи Мастера и Маргариты появились в романе в 1931 году, а их имена стали частью названия книги только в 1937.
В романе можно выделить три основные сюжетные линии: Москва и ее обитатели, Ершалаим и история Мастера и Маргариты. Каждая из них могла бы стать отдельным произведением. Булгаков использовал разный стиль повествования для каждой линии: события в Москве описывал в сатирическом ключе, историю Ершалаима — в исторической прозе, а сюжет Мастера и Маргариты — как любовный роман.
Прототипы героев из Москвы
В основном Булгаков описывал достоверно все, что происходило в конце 20-х годов в столице, однако разбавлял их дополнительными выдуманными нюансами. Он детально описал московские резкие изменения погоды мая 1929 года. Очень достоверно и детально автор поведал о нравах тех времен.
Анна Федоровна Горячева, проживающая в доме Булгакова в квартире № 50, стала прототипом Аннушки
В книгу вошли и настоящие московские знакомые писателя, а точнее соседи по дому № 10 на Большой Садовой, где писатель действительно жил. Кстати, прообразом Аннушки, которая разлила масло, став случайно виновной в смерти Берлиоза, была Анна Федоровна Горячева, проживающая в доме Булгакова в квартире № 50.
Что схожего у Булгакова и Мастера?
Большинство людей считают, что образ Мастера автор писал с себя, ведь во многом их биография совпадает. Травля Мастера похожа на то, что испытал писатель во время огромного количества осуждающих газетных заголовков и статей, которые появились сразу после издания его нашумевшей фантастической повести «Роковые яйца».
У Мастера и Булгакова есть схожие факты в биографии (на фото актер Александр Галибин, сыгравший Мастера)
Как и писатель, Мастер создал великий роман в эпоху тотальной цензуры и критики. Проявив мужество как создатель, герой проявил слабость как человек, когда сжег произведение. Сам же автор хоть и не сжигал роман, но нигде его толком не показывал, ведь он написал книгу о Сталине и СССР во время большого террора. Таким образом оба шедевра — Мастера и Булгакова — могли остаться незамеченными и непризнанными.
Прообраз Маргариты
История любви Мастера и Маргариты в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова действительно вдохновлена его собственными переживаниями и отношениями с Еленой Сергеевной, его третьей женой. Это знакомство, подобно встрече героев романа, произошло на улице, и оба они имели свои семьи на тот момент, что вынудило их встречаться втайне от окружающих.
Елена Сергеевна играла важную роль в жизни Булгакова, помогая ему с дописыванием романа и внесением правок. По итогу, Елена оставила своего мужа, а Булгаков развелся со своей второй женой, Любовью Евгеньевной. Многие видят в истории Мастера и Маргариты не просто красивую сказку о любви, а своеобразную исповедь и рассказ о смелости и преданности жены. Считается, что Елена Сергеевна могла стать доносчиком НКВД, но делала это не по своей воле, а для спасения собственной жизни и жизни Булгакова.
Некоторые видят в образе Маргариты параллели с исторической фигурой королевы Марго, жены короля Генриха IV, которая была покровительницей многих талантливых личностей мира искусства, включая поэтов и писателей. Эти аспекты делают историю Мастера и Маргариты более проникновенной и увлекательной для читателей, заставляя задуматься о природе любви и преданности, а также о сложности человеческих отношений.
На фото слева жена Булгакова Елена Сергеевна, справа — актриса Анна Ковальчук, сыгравшая Маргариту
Интересно, что Елена Сергеевна не могла найти ни одно издательство, которое бы напечатало роман ее мужа. Везде ее ждал отказ, все опасались печатать в то чопорное время такой прогрессивный и нетрадиционный роман. Лишь спустя примерно тридцать лет после кончины Булгакова роман напечатали и издали в журнале «Москва», причем сокращенный и отредактированный.
Под цензуру попало большинство сцен с Воландом и, естественно, дьявольский бал, вызвавший шок у тех, кто прочитал первоисточник. Первый оригинальный роман, без сокращений и цензуры, вышел в Германии в 1969 году, а в СССР о нем стало известно спустя четыре года, благодаря решению властей напечатать произведения авторов, которые были запрещены ранее.
Стирание грани между черным и белым
В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова действительно прослеживается сложная динамика между добром и злом. Хотя Маргарита заключает сделку с Воландом, пожертвовав все, чтобы спасти своего любимого Мастера, автор не осуждает ее действия. Напротив, он превозносит ее мужество и любовь, что делает ее персонажем, вызывающим восхищение.
Булгаков создает в романе сложные и многогранные персонажи, которые не поддаются простым категориям «добра» и «зла». Через Маргариту и других героев автор показывает, что в мире нет четкого разделения на черное и белое. Например, благодаря Маргарите читатели узнают, что даже дьявол способен на снисхождение.
Воланд также предстает перед читателем не просто как воплощение зла, но как сложный и загадочный персонаж. Он помогает двум влюбленным и исправляет ошибки прошлого, что позволяет читателям задуматься о природе моральных действий и понять, что истинная природа людей и событий часто гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Как получился образ Воланда и Бегемота
Воланд в работах Булгакова получился достаточно загадочным, абсолютно противоположным стереотипным образам дьявола в других книгах. Начиная свой роман, Михаил Афанасьевич собирал различные материалы о короле тьмы, записывая интересные истории и подробности в свою тетрадку с названием «О дьяволе». Кстати, многие из этих заметок автор использовал при создании своего романа.
Олег Басилашвили прекрасно передал характер и образ булгаковского Воланда
Воланд в романе Михаила Булгакова не является простым воплощением зла. Скорее, он предстает как загадочный чужак, что подчеркивается его иностранностью. В романе Воланд выступает как экспериментатор, проводя сеансы магии и наблюдая за реакцией людей на различные ситуации, которые он создает. Он интересуется тем, как люди реагируют и развиваются в условиях, которые он создает.
Некоторые исследователи видят в образе Воланда параллели с самим Сталиным. Это связано с тем, что как Воланд, так и Сталин любили играть с людьми и создавать различные ситуации, чтобы наблюдать за их поведением. Такие сходства между образом Воланда и Сталина вызывают интерес и поднимают вопросы о том, каким образом Булгаков использовал литературные приемы для отражения политической реальности своего времени.
Кот Бегемот является одним из наиболее загадочных и любопытных персонажей романа. При создании этого персонажа Булгаков вдохновлялся различными древними легендами и мифами, но также внес в образ кота много собственных фантазий. Булгаков любил мистику и юмор, что отражается и в образе кота Бегемота. Не случайно, что у самого Булгакова был огромный кот по имени Флюшка, который также вдохновил его на создание образа кота-оборотня в романе.