Великая ложь о Лукреции Борджиа

«Представьте нравственное уродство, самое отвратительное, самое отталкивающее, самое полное, поместите его там, где оно будет выделяться всего сильнее, — в сердце женщины, наделённой всеми дарами физической красоты и царственного величия… и прибавьте ко всему этому нравственному уродству чувство чистое, какое только женщина может испытывать — материнское чувство»

Так описал нашу героиню знаменитый Виктор Гюго в своей драме «Лукреция Борджиа».

Лишь по прошествии 500 лет после ее смерти эксперт-историк высказывается против черной легенды, которая приписывает крайние излишества и извращения дочери валенсийского вельможи — Папы Римско-католической церкви Александра VI.

О ее браке условились, когда девочке было всего 11 лет, выдали замуж в 13 лет, а в 16 — вынудили расстаться с супругом, объявив брак недействительным. В 18 лет для нее подобрали второго супруга, а в 20 лет, ее собственный брат сделал ее вдовой. В 22 года она уже в третий раз выдана замуж. Всегда из политических соображений, всегда из интересов отца и никогда по любви.

Сегодня мы говорим о Лукреции, Лукреции Борджиа.

«Это была жертва. Пешка, игрушка на службе политических интересов своего отца».

Именно так видит историю жизни Лукреции писатель и антрополог Джоан Франческ Мира и Кастера, автор фундаментальной книги «Папа Борджиа». В ней он правдиво раскрыл все тонкости той семьи, которая стала самой могущественной во времена итальянского возрождения.

«Лукреция никогда не отравляла, никогда не убивала. И тем не менее черная легенда о ней жива. Однако, вопреки всему о чем говорят, о чем свидетельствуют документы, вопреки здравой логике, стоит сопротивляться, но не принимать эту ложь как приговор».

Так утверждала итальянка Мария Беллончи, автор книги «Лукреция Борджиа». Этот труд стал плодом многолетнего кропотливого исторического исследования. Ее работа сумела посеять зерно сомнения среди многовековых стереотипов. С момента публикации в 1939 году книга стала эталоном, для изучения биографии Лукреции Борджиа.

Герцогиня Лукреция Борджиа, копия Бартоломео Венето. it.wikipedia.org

Герцогиня Лукреция Борджиа, копия Бартоломео Венето. it.wikipedia.org

Нам солгали. На протяжении пяти веков нас злобно обманывали. Нам рассказывали, что Лукреция Борджиа была вероломной, недобросовестной женщиной, жаждущей развлечений и удовольствий, необузданной, амбициозной отравительницей, погрязшей в кровосмесительных связях. Это те самые слова, которые на протяжении пяти веков передавались из уст в уста, переписывались из книги в книгу. Именно они превратили дочь Александра VI в анти героиню, на голову которой за пять веков обрушилось немало проклятий.

Но все это обман. Лукреция Борджиа вовсе не была той женщиной, в образ которой многие поверили. Истинная Лукреция та, которая восстает из архивов и документов, которая, как призрак возникает в результате методических исторических исследований. Она была радикально иной.

«Она была утонченной, культурной, нежной и почти застенчивой женщиной, но вместе с тем смелой и сильной. Но такой образ Лукреции не подходит для описания дочери Александра VI, гораздо лучше нарисовать ее распутницей и отравительницей».

Такими словами защищает Лукрецию в 2014 году нобелевский лауреат Дарио Фо, который, как и многие другие хотел внести свой вклад в реабилитацию чести этой женщины. После года исследований архивных документов он написал роман «Дочь Папы», в котором постарался вытащить на белый свет сведения, найденные в темных архивах.

Только в последние годы историки начали рассказывать истинную историю Лукреции. Историю, совершенно отличную от черной легенды, в которую она была укутана на протяжении 500 лет, словно в саванн.

История начинается в апреле 1480 года с рождения Лукреции в маленьком городке Субьяко, в 65 километрах от Рима. Современники описывали ее как светловолосую девушку с выразительными серо-голубыми глазами. Ее родителями были кардинал Родриго Борджиа и Ванноцца деи Каттанеи. В браке они, по понятным причинам, не состояли. Ванноцца на протяжении долгих лет была возлюбленной кардинала. Они поддерживали длительные и стабильные отношения в результате которых родилось четверо детей: 3 сына и дочь — Лукреция.

«В то время было достаточно распространенным явлением, чтобы епископы, архиепископы и кардиналы имели детей. Некоторые из этих прелатов даже жили в епископском дворце со своими избранницами. Незаконнорожденные дети также не были чем то предосудительным в благородных семьях»

Так рассказывает нам Джоан Франческ Мира и Кастера.

«Повсюду были сыновья кардиналов, и они ничем не отличались от сыновей принцев», — написала в своей книге Мария Беллончи.

Все Борха (Борджиа, — адаптация итальянской фонетики этой фамилии), происходили из древнего рода, родом из местечка Шатива. Благосостояние семьи началось, когда один из них, Альфонсо Борджиа, стал папой под именем Каликст III. Не имея собственных детей, но обладая сильной тенденцией к семейственности, все возможные благодеяния он обратил на своих племянников — Педро Луиса и Родриго, сыновей своей сестры Изабеллы де Борха-и-Льянсоль и Хофре Хиль де Борха-и-Ескрива. Следовательно, племянники Папы дважды носили в себе фамилию Борджиа. Своего любимца Родриго Папа сделал кардиналом в 25 лет.

Но настоящая и уже окончательная удача для семьи наступила в ночь с 25 на 26 июля 1492 года, когда скончался Папа Иннокентий VIII. Несмотря на разногласия в конклаве, новым понтификом был избран Родриго Борджиа, который царствовал на престоле святого Петра под именем Александра VI.

Александр VI. Портрет из серии Джовио. ru.wikipedia.org

Александр VI. Портрет из серии Джовио. ru.wikipedia.org

Лукреция выросла в семье родственников, вместе с Адрианой дель Мила Орсини и была принята во Дворце Орсини как полноценный член семьи. Орсини была одной из самых богатых и влиятельных семей Рима. Там девочка получила прекрасное домашнее образование, приобрела хорошие манеры, проявила способность к музыке, полюбила литературу, говорила на нескольких иностранных языках, в том числе и на латыни. Одним словом она представляла собой одну из самых утонченных дам эпохи Возрождения.

Первым официальным актом, в котором сохранилось ее имя, стал брачный контракт. 26 февраля 1491 года, когда девочке было всего 11 лет, нотариус Камилло Бенеимбене засвидетельствовал о соглашении выдать замуж Лукрецию Борджиа за Хуана де Сентельесе, валенсийского аристократа. Но, не прошло и двух месяцев с момента подписания этого документа, как был подписан следующий брачный контракт, на этот раз с Гаспаром де Прочида, сыном графа Альменары и Аверсы. Так же новоиспеченный жених приходился кузеном королю Неаполя. Брак с этим 15-ти летним юношей также не состоялся.

«Лукреция-дочь Папы и играет важную роль в политической стратегии своего отца. Это дом, стремящийся установить политические, военные и экономические союзы с тем, кто ему подходит», — объясняет Джоан Франческ Мира и Кастера.

Италия в то время была страной, раздробленной на многочисленные княжества. И папа Александр VI был заинтересован в союзе с миланскими Сфорцами, поэтому он выдал Лукрецию замуж за Джованни Сфорца.

Но уже через несколько месяцев этот союз перестал приносить ему пользу. И, без особых колебаний, папа решил объявить брак недействительным, утверждая, что он никогда не был завершен. Что было равносильно тому, чтобы во всеуслышание заявить, что Джованни Сфорца, молодой человек высочайшего происхождения, был бессилен.

Реакция семьи Сфорца на это оскорбление вполне закономерна. Они начинают активную клеветническую кампанию против папы Борджиа. И, чтобы сильнее его ранить, они клевещут и на Лукрецию.

Начинают выходить памфлеты против Александра VI и Лукреции, в которых говорится об оргиях, безудержном сексе и убийствах. «Римская шлюха», — вот как назвали они ее. Памфлеты, которые распространяются по всей Италии вскоре заполонили и Европу.

«Борджиа, семья иностранцев, не принадлежавшая к высшей аристократии и получившая власть. С с большим подозрением смотрела на них Италия», — отмечает Мира.

Ко всему прочему начинают набирать силу анти-папское и анти-римское церковные движения, которые впоследствии, при Лютере, приведут к возникновению протестантизма.

«Это движение представляет Рим как центр коррупции и атакует папство всеми доступными средствами, истинами и ложью. И эти памфлеты сослужили им хорошую службу», — добавляет автор.

Чтобы укрыться от этих клеветнических памфлетов, Лукреция запирается в монастыре до тех пор, пока не выйдет замуж за второго мужа, Альфонсо Арагонского, единственного мужчину, в которого, говорят, она была по-настоящему влюблена. Но через некоторое время и этот муж становится препятствием для планов семьи. Убийца, нанятый братом Лукреции Цезарем, который к тому времени уже снял с себя кардинальскую мантию ради военного костюма, убивает его. Это было политическое убийство, которое сильно травмировало душу Лукреции.

Иллюстрация Микелотто Корелла к убийству Альфонсо (Эдоардо Перино, 1890 г.). it.wikipedia.org

Иллюстрация Микелотто Корелла к убийству Альфонсо (Эдоардо Перино, 1890 г.). it.wikipedia.org

После этого ее выдают замуж в третий раз. На этот раз за Альфонсо д’Эсте, наследника герцогства Феррара, одного из самых изысканных дворов, существовавших тогда в Италии. Брак, который, по крайней мере, позволяет ей уйти от своей семьи, от отца и братьев, жить спокойно и закончить свои дни в качестве герцогини-супруги и основать монастырь.

Портрет Альфонсо I д'Эсте, копия оригинала Тициана, Метрополитен-музей, Нью-Йорк. it.wikipedia.org

Портрет Альфонсо I д’Эсте, копия оригинала Тициана, Метрополитен-музей, Нью-Йорк. it.wikipedia.org

Но черная легенда о Лукреции остается, сохраняется и приукрашивается. В романтическую эпоху Виктор Гюго, представляет ее как бездушную отравительницу.

«Историческая правда была восстановлена, но кровавая легенда о сексуально развращенной Лукреции сохраняется, подпитываемая многочисленными книгами и сериалами, приписывающими ей множество чудовищных деяний, которые не только ложны, но и во многих случаях невозможны. Но это помогает продавать, дает аудиторию и люди продолжают слышать то, что хотят» — утверждает Джоан Франческ Мира и Кастера.

Он обвиняет:

«Мы, современники, до недавнего времени ничего не делали против этой клеветы. Нет еще достаточного подтверждения подлинной истории этой необыкновенной семьи»

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Помните, я пишу только для вас.

Единственный достоверный портрет Лукреции, написанный с натуры (приписывается Доссо Досси, около 1519, Национальная галерея Виктории) ru.wikipedia.org

Единственный достоверный портрет Лукреции, написанный с натуры (приписывается Доссо Досси, около 1519, Национальная галерея Виктории) ru.wikipedia.org

Источник