Безусловно, Леонид Гайдай был величайшим из советских режиссеров. Ну кто еще сумел снять столько фильмов, каждый из которых так сильно любим народом, что мы до сих пор смотрим и пересматриваем их с огромным удовольствием? Судя по всему, Леонид Иович имел некоторую неприязнь к управдомом. В «Бриллиантовой руке» Варвара Сергеевна Плющ представлена как явно отрицательный персонаж. Обиделась на Семен Семеныча за невинную шутку с чертиком из табакерки. Третировала собачника Игоря Ясуловича, смертельно завидовала Семен Семенычу, что у того есть возможность ездить в булочную на такси. И дозавидовалась до того, что организовала за ним слежку, чуть было не разрушив крепкую советскую семью. Хотя Горбунков был чист перед Надей.
И все-таки Плющ скорее второстепенный персонаж. А вот в «Иване Васильевиче» управдом Бунша уже один из двух главных героев, наряду с Жоржем Милославским. Этот комедийный дуэт блистательно проходит через весь фильм, с ним связано наибольшее количество забавных эпизодов и сюжетных коллизий. Да-да, я помню, что фильм снят по пьесе Булгакова, но будем честными — много ли людей знали бы эту пьесу, если бы не великая экранизация Гайдая? Любопытно, что волей судьбы в XVI век были заброшены два таких непохожих друг на друга человека — уголовник со стажем Жорж Милославский и правильный, педантичный и немного занудный управдом Бунша.
Конечно же, энергичный и импозантный Жорж выглядит намного ярче блеклого бюрократа Бунша. Многие мои читатели склонны симпатизировать герою Леонида Куравлева, хотя он в общем-то преступник.
А теперь давайте перейдем к Бунше. Он управдом, а их Гайдай почему-то не любил. Но если посмотреть правде в глаза? В ситуации с вылетевшими пробками Бунша был абсолютно прав. Что же это за эксперименты, когда весь дом обесточивает?! Такие опыты в самом деле нужно проводить на предприятиях, где есть необходимое оборудование и созданы все условия. Если бы Тимофеев устроил в доме пожар, с Бунша в любом случае спросили бы — почему не отследил, не обратил внимания? Я уже не говорю о порче имущества и возможных человеческих жертвах.
Бунша был очень грамотным управдомом. Он знал в лицо всех жителей дома и моментально обнаружил постороннего в соседней квартире. Ведь и в самом деле Милославский проник туда с целью ограбления, Бунша заметил это и естественно сразу решил сообщить в правоохранительные органы. Иван Васильевич борется за чистоту и порядок. Помните как он стирал слово «Дурак» на стене? И его желание «удержать» на должном уровне показатели тоже вполне понятно. Развод это всегда плохо. Советуя Тимофееву не разводиться до конца квартала, Бунша не только боролся за показатели, но и стоял, так сказать, «на страже семье и брака». Не говоря уже о том, что у Бунши образцовая семья, он очень любит Ульяну Андреевну, а она — его. Хотя, будем честными, любить Ульяну Андреевну, вероятно, намного труднее, чем Зину Тимофееву.
Не забывайте, что в пьесе Булгакова именно Милославский хотел отдать шведам Кемьску волость, а Бунша попытался воспрепятствовать жулику. Почему Гайдай поменял реплики местами? Я думаю, неслучайно. Слишком уж у него Бунша идеальным получался. Разумеется, для думающих зрителей. Видимо, хотелось как-то хоть немного «затемнить» образцового управдома.
Ну что, как вам версия, что именно Бунша — самый положительный и правильный герой «Ивана Васильевича»? Или вы не согласны и думаете, он просто мелочная личность, бюрократ и просто завидует гениальному инженеру Тимофееву?