Самые повторяющиеся ошибки в изображении древнего Рима в кино

Некоторые знатоки замечают в исторических фильмах о Древнем Риме такие неочевидные вещи, как зулусскую боевую песню, которую в «Гладиаторе» Ридли Скотта распевают германские варвары. Однако большинство киноляпов в фильмах и сериалах, посвящённых римской истории, намного проще. Более того, некоторые из них создатели фильмов допускают специально. К примеру, реалистично показать античную езду воина в доспехе на лошади без стремян для современного актёра вряд ли вообще возможно.

Кадр из сериала «Рим». Всадники со стременами, которые ещё не изобретены

Кадр из сериала «Рим». Всадники со стременами, которые ещё не изобретены

От железных доспехов в исторических фильмах Голливуд отказался уже в 1959 году, когда на съёмках «Бена-Гура» актёры в них не смогли даже изобразить воинское приветствие. С тех пор во всех фильмах про античность доспехи кожаные, в лучшем случае пластиковые, крашеные под железо. Ещё одна проблема с доспехами — в кино легионеров, независимо от эпохи, облачают в лорику сегментату, которую в реальности стали носить только в I веке н.э.

Римские солдаты из сериала «Спартак» в сегментных доспехах, придуманных веком позже

Римские солдаты из сериала «Спартак» в сегментных доспехах, придуманных веком позже

Более серьёзный ляп связан с римской системой званий и должностей. В современном мире воинские звания чётко отделены от гражданских должностей, мэра города нельзя спутать с полковником. А вот римляне называли квесторами как гражданских чиновников с весьма широкими полномочиями, так и помощников легата, то есть офицеров легиона. То же самое относилось и к легатам, преторам, трибунам. Самих римлян такая система устраивала, но как объяснить её современному зрителю? Сценаристы обычно даже не пытаются, они просто называют всех римских военачальников «генералами», хотя прямого аналога этого воинского звания в Древнем Риме не было.

«Генерал» Максимус почему-то с волчьей шкурой, которую носили легионные знаменосцы

«Генерал» Максимус почему-то с волчьей шкурой, которую носили легионные знаменосцы

Ещё важнее ляп, связанный с обращением римских граждан в рабство. В фильмах и сериалах это происходит постоянно: рабом становится Максимус в «Гладиаторе», в рабство обращают детей Луция Ворена в сериале «Рим». Между тем продажа в рабы свободного римского гражданина являлась тягчайшим уголовным преступлением. На практике такое происходило только когда римлянин попадал в плен к пиратам, и у него не было родных, готовых заплатить выкуп.

Лицо римлянина, узнавшего, что кого-то из граждан без суда обратили в рабство

Лицо римлянина, узнавшего, что кого-то из граждан без суда обратили в рабство

Если вдруг кто-то из римлян оказывался руках работорговцев, и он при этом находился на римской территории, ему было достаточно вслух сказать: «Я — римский гражданин», — чтобы его немедленно выпустили. А детям даже говорить бы не понадобилось, ведь сын свободного римлянина носил на шее буллу (амулет), которая отличала его от детей иностранцев или рабов. Не менее распространённый ляп, который тоже присутствует в сериале «Рим» — угроза римскому гражданину казнью через распятие. В Риме распинали только рабов и иностранцев, римлян казнили иными способами.

Арена Колизея в фильме «Римская империя: Нерон». Увы, Нерон умер до постройки этого сооружения

Арена Колизея в фильме «Римская империя: Нерон». Увы, Нерон умер до постройки этого сооружения

Сам город Рим во всех фильмах, даже если действие происходит в эпоху Республики, блистает беломраморными зданиями, в реальности построенными во II-III веках. До того, за исключением храмов на Палатинском холме, здания в столице были в основном кирпичными. Столичные жители эпохи Цезаря могут прогуливаться мимо Колизея, возведённого в следующем веке. Женщины на трибунах Колизея во время представления сидят вперемешку с мужчинами, хотя в реальности на нижнем уровне дозволялось сидеть лишь весталкам (у них была отдельная ложа), все прочие римские дамы могли наблюдать за гладиаторскими боями только с самых верхних рядов.

Статуя в древнеримском доме. Кадр из сериала «Рим»

Статуя в древнеримском доме. Кадр из сериала «Рим»

В фильмах все статуи в Риме не раскрашены. Это даже не ляп, а обычное представление об античности, сформировавшееся в прошлые века. Лишь недавно учёные достоверно выяснили, что античные скульптуры красили в естественные цвета. Матроны, то есть замужние римлянки, в кино и сериалах постоянно разгуливают по улицам с непокрытой головой. Такое было возможно только в одном случае — если эта женщина желала публично опозорить и себя, и своего мужа. Римлянин мог развестись с женой, если она встречала его на пороге (даже не выйдя на улицу) без головного покрывала, ведь тем самым она демонстрировала полное отсутствие стыдливости.

Луций Ворен в футболке не просто с орлом, а с аквилой, главной святыней легиона. Кадр из сериала «Рим»

Луций Ворен в футболке не просто с орлом, а с аквилой, главной святыней легиона. Кадр из сериала «Рим»

С мужской одеждой в историческом кино дела обстоят ничуть не лучше. В сериале «Рим» бывшие легионеры щеголяют в футболках с принтом в виде аквилы. Римская туника не была похожа на футболку, а принты на ткань в античности наносить не умели. К тому же использовать для этого священный символ было чревато, ведь нательная одежда легко пачкается и рвётся. И без головного убора по римским улицам ходили рабы, но не свободные граждане. Даже у вольноотпущенников имелась специальная шапочка, чтобы их не путали с рабами.

Источник