✎
Если вы предпочитаете нестандартные формы драгоценных камней, то это ожерелье вам точно придется по вкусу. Оно было изготовлено для британской королевы, но ни сама Мария Тюдор, ни ее наследницы так и не надели этот изысканный артефакт. По словам Елизаветы II, украшение было настолько великолепным, что в ее гардеробе не нашлось достаточно роскошного наряда, чтобы ему соответствовать.
История ожерелья «Тимура» начинается с его главного камня, который и определил для украшения такое необычное название. Это уникальная шпинель весом 352,5 карата. Великий завоеватель Тимур был одним из первых владельцев этого камня, и после него камень переходил от одного поколения к другому. Некоторые имена его владельцев были выгравированы на кристалле, что придает ему особую ценность.
Камень шпинель прошел через несколько веков, переходя из одной сокровищницы в другую, принадлежал персидским шахам и могольским императорам, пережил десятки кровопролитных войн и стал свидетелем как краха, так и возрождения государств. Осенью 1851 года шпинель впервые попала в Великобританию. Она была представлена на Всемирной выставке в Индийской комнате, а по ее завершении великолепная коллекция камней, включая кристалл «Тимура», была подарена королеве в знак признательности от главы Ост-Индийской компании.
Королева была чрезвычайно довольна подарком и высоко оценила камень в своих письмах. Однако шпинель оставалась без оправы менее двух лет, и уже к 1853 году компания Гаррард изготовила для нее изысканное ожерелье в восточном стиле. Для основы было выбрано золото, украшенное крупными бриллиантами. Центральным акцентом служил камень «Тимура», окруженный прозрачными кристаллами, а рядом с ним были установлены два рубина такого же необычного вида. Подвески, украшенные бриллиантами, дополнили этот изысканный дизайн.
Через два месяца мастера Гаррард начали вносить изменения в ожерелье. В первую очередь они изменили крепление «Тимура», теперь его можно было снимать и носить вместо броши. Вместо него мог быть установлен бриллиант «Кохинур». Этот вариант, безусловно, придал драгоценности дополнительную элегантность.
Дальнейшие изменения были сделаны по личной инициативе королевы Марии. В 1858 году три бриллиантовые подвески, расположенные в центре, стали съемными. Две из них использовались в качестве сережек, а третья превратилась в элегантную подвеску. Эти изменения завершили преобразование ожерелья.
К сожалению, несмотря на красоту украшения и мастерство его изготовителей, королева ни разу его не надевала. Причины такого поступка можно только предполагать. Вероятно, на это решение повлияло богатое прошлое камня, его связь с великими личностями и историей нескольких государств. Носить на себе прямое свидетельство существования великого Тамерлана, императора Джахангира и других правителей могло быть непросто.
Королева Елизавета часто выражала восхищение красотой «Тимура» и искусством ювелиров, но она последовала традициям своей бабушки и не стала носить ожерелье. Хотя их мотивы понятны, держать в заперти такую красоту было бы неправильно.