✎
«Иван Васильевич» стал хитом советского кинопроката 1973 года. Карп Савельевич Якин, известный кинорежиссер, оказался в неожиданной ситуации, встретившись с царем Иоанном Васильевичем в квартире у Шурика. По всей видимости, Якин является важным персонажем в московском кинематографе. Он поддерживает дружеские отношения с многими известными актерами своего времени. Но почему, увидев царя Иоанна, Якин упомянул именно Сергея Бондарчука, Юрия Никулина и Иннокентия Смоктуновского? Давайте разберемся.
Проще всего объяснить связь с Никулиным. После успеха «Бриллиантовой руки» Гайдай хотел написать сценарий «Ивана Васильевича» специально для Юрия Владимировича. Однако Никулин отказался от роли. Возможно, его не выпустили из цирка, либо он сомневался в успехе фильма. Упоминание Никулина в фильме можно рассматривать как уважение со стороны Гайдая к своему любимому актеру. И, кстати, Юрий Владимирович действительно напоминал царя, воссозданного по черепу известным антропологом Михаилом Герасимовым.
Помимо Никулина, режиссер Якин упоминает Сергея Бондарчука. Это не связано с его ролью в фильме «Борис Годунов» спустя девять лет после «Ивана Васильевича». В СССР были актеры, которых приглашали самые знаменитые режиссеры, такие как Вячеслав Тихонов, Евгений Евстигнеев, Юрий Яковлев, Евгений Леонов. Были и те, кого не приглашали почти никогда. Бондарчук не играл в эпохальных фильмах Гайдая, Рязанова, Данелии, Станислава Ростоцкого или Бориса Дурова. Чтобы попасть на экран, Бондарчук стал сам снимать себя, так как многие зрители не узнавали его, когда он играл роли в молодом возрасте. Гайдай, вероятно, включил его имя в «Ивана Васильевича», потому что Бондарчук мог сыграть и 18-летнего Безухова, и 50-летнего царя Иоанна, что показывает его универсальность. Важно отметить, что у Бондарчука всего около 40 ролей, в то время как у других талантливых и востребованных актеров, например, Куравлева, их около 250.
Что касается Смоктуновского, Гайдай, вероятно, упомянул его по двум причинам. Во-первых, Смоктуновский был мастером превращения на экране. Во-вторых, в то время он играл царя Федора Иоанновича на сцене Малого театра в Москве. С учетом этого, Гайдай мог решить включить его имя в диалог кинорежиссера Якина. Кроме того, если представить, что Якин принял бы царя Ивана за Михаила Светина или Льва Дурова, это было бы нелепо, учитывая их маленький рост (153 и 161 см). В то время как Смоктуновский, Бондарчук и Никулин были существенно выше (184 и 179 см соответственно), что делало их более подходящими для роли царя.
Что касается кинорежиссера Якина, он мог стать объектом пародии в фильме Гайдая, поскольку Леонид Гайдай любил использовать современных людей в своих произведениях. Например, Берлиоз в «Мастере и Маргарите» имел прототипом критика Леонида Авербаха, а Латунский — Осаф Литовский. Также и с Якиным: в середине 1930-х Иван Пырьев начал снимать экранизацию «Мертвых душ» с участием Булгакова в сценаристической команде. Однако проект не состоялся из-за критики в «Правде», которая высмеяла предпочтение экранизации «гнилого прошлого» перед отражением советской реальности. Булгаков был уволен, а Пырьев стал образом Якина в пьесе писателя.
После нескольких десятилетий Иван Пырьев действительно стал могущественным деятелем в Мосфильме. Его уважали, но и критиковали. В 1973 году, когда «Иван Васильевич» вышел на экраны, Пырьева уже почти пять лет не было в живых, и он не мог влиять на выпуск фильма. Гайдай, вероятно, изобразил Пырьева таким, каким его помнил. Не случайно в фильме Якин с Зиной едут на машине, принадлежавшей Пырьеву, а Карп Савельевич повторяет манеру постановки ног так же, как это делал сам Иван Пырьев. «Иван Васильевич» также намекает на повышенный интерес Пырьева к женщинам и его защиту молодых актрис.
И, наконец, та самая трость. Дело в том, что Иван Пырьев практически всегда ходил с тростью.
Кинорежиссер Якин — блестящая сатира на самодовольного и напыщенного Пырьева. Знал ли Гайдай, что отразил на экране замысел великого Булгакова, пусть и спустя 40 лет? Трудно сказать, а вот мы с вами можем быть в этом вполне уверенными…