Почему Конкин — отличный Шарапов

Считается хорошим тоном ругать Владимира Конкина в сериале «Место встречи изменить нельзя» (1979). Мол, приглаженный комсомолец, даже на вид – сопля. Какой он фронтовой разведчик? Почему-то его же Павку Корчагина (вообще фанатичный тип) особо не бранят, а здесь… Конечно, сам Владимир Высоцкий хоте видеть в этой роли своего друга Ивана Бортника. Не сомневаюсь, что этот тандем получился бы интересным. Однако мы бы увидели соперничество двух «жегловых» — Бортник не менее жёсток, чем Высоцкий.

Владимир Высоцкий и его друг Иван Бортник.
Иван Бортник в компании Владимира Высоцкого и Марины Влади.

Владимир Высоцкий и его друг Иван Бортник.

Два «пацана» — перебор. Должен быть контраст, причём сильный. И дело не только в словах и поступках, но и внешне-формальное различие. Конкин отлично контрастирует с Жегловым и это внешнее несходство считывается гораздо сильнее, чем разность характеров и менталитетов. Кроме того, киношный Володя Шарапов воплотил один из ключевых образов, связанных с литературно-художественным осмыслением Великой Отечественной войны. Интеллигентный столичный мальчик и при этом – герой.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.

В комической форме это уже было показано в мелодраме «Женя, Женечка и ‘катюша’» (1967), где Женя Колышкин фантазирует об аристократических дуэлях и видит себя мушкетёром короля. Тогда возникла потребность в интеллектуальном воине, который сочетал бы в себе храбрость, честь, ум и хорошие манеры. Те самые «ручонки», на которые обратила внимание женщина из шайки Горбатого. Шарапов играет на фортепиано – от классики до блатного «шансона», подтянут, умеет произвести впечатление своим внешним видом.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.

Помните, как официантка в ресторане фыркнула, когда хорошо одетый, респектабельный мужчина заказал только чашечку кофе? Да и кофе он красиво пьёт – сразу видно, что его дома научили изящно держать крохотную чашечку. Шарапов – наивен, ибо кристально честен. Он реально не понимает, как можно сунуть кошелёк вору, чтобы взять того с поличным. Глеб – харизма и блеск, но для него цель оправдывает средства. Жеглов ненавидел того же Груздева …классовой ненавистью, и хотел, чтобы тот оказался преступником.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.

Тогда как Володя с Груздевым – на одной волне. Пишут, что Высоцкий не выносил Конкина (даже не потому что его навязало начальство вместо Бортника, а просто не нравился, раздражал), однако, этот холод не помешал искусству, но сделал фильм лучше – Жеглов и Шарапов никогда не будут «братьями», они – сотрудники. Со_трудники. Да, со временем у них сложились дружеские отношения, но их приязнь имеет служебные рамки. Между ними всё равно — невидимый барьер. Поэтому Конкин с его тонкими запястьями тут идеален.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.

Zina Korzina (c)

Источник