«Ну не могу я лечь в постель со стариком! Он мне не нравится, неприятен…», — за глаза говорила Людмила Марченко про своего ухажера

На рубеже 60-х годов Людмилу Марченко сравнивали с яркими иностранными звездами, пророча ей головокружительную карьеру в кинематографе. Ее поклонником был один из самых влиятельных людей советского кино. Но даже под протекцией такого человека она не смогла в полной мере реализовать себя. Судьба постоянно испытывала ее на прочность, в начале лишив ролей, а затем красоты и простого женского счастья. Как могло случиться, что некогда многообещающая актриса с завораживающей внешностью под финал жизни потеряла все и ушла в забвении?

На рубеже 60-х годов Людмилу Марченко сравнивали с яркими иностранными звездами, пророча ей головокружительную карьеру в кинематографе.

Русская «Одри Хепберн»

Людмила появилась на свет 20 июня 1940-го года в селе Архипо-Осиповка. После войны семья перебралась в столицу, где юная Люда познакомилась с театром и начала мечтать о карьере актрисы. Она была завсегдатаем всех школьных постановок, а перейдя в старшие классы поставила несколько самостоятельных спектаклей. После школы она отправилась покорять театральные вузы, без труда преодолев отборочные туры в Щепкинском и Щукинском училищах. Во время экзаменов преподаватели отметили ее недостаточно сильный голос и посоветовали сделать выбор в пользу ВГИКа.

«Добровольцы»

«Добровольцы»

На втором курсе Марченко дебютировала в кино, сыграв небольшую роль комсомолки в картине «Добровольцы». На следующий год постановщик Лев Кулиджанов пригласил молодую актрису в свою ленту «Отчий дом», утвердив на роль Тани Скворцовой.

По сценарию ее героиня приезжает в деревню с целью отыскать настоящую мать. Людмиле удалось максимально убедительно передать необходимую гамму чувств. После премьеры фильма открытки с изображением юной актрисы разлетались за считанные мгновения? а зарубежные критики окрестили ее «русской Одри Хепберн».

«Отчий дом»

«Отчий дом»

Появление Ивана Пырьева

Тем временем режиссер Иван Пырьев готовился перенести на экраны повесть Достоевского «Белые ночи». Посмотрев «Отчий дом» он пришел к выводу, что нашел подходящую кандидатуру на роль Настеньки. Знаменитый постановщик подтянул Марченко к проекту, даже не устраивая полноценных проб. Актриса хотела оправдать выданный аванс и вжилась в персонажа настолько, что начала избегать общения с окружающими и беспрерывно плакать.

«Белые ночи»

Пырьев оказывал Людмиле всяческую помощь и поддержку. Однажды он решился пригласить ее в свою роскошную квартиру на Котельнической набережной, где проживал с супругой Мариной Ладыниной. Роскошные убранства в виде дорогостоящей мебели, антиквариата и богатого стола произвели на Марченко сильное впечатление. Вскоре творческая забота превратилась в ухаживания. 60-летний постановщик заваливал студентку цветами и водил по лучшим московским ресторанам. Однако она не воспринимала именитого режиссера всерьез.

Роман с Олегом Стриженовым

На съемках «Белой ночи» Людмила познакомилась с Олегом Стриженовым и поддалась нахлынувшим чувствам. Ее не смутил даже целый ряд ни самых приятных обстоятельств: во-первых, своим романом она могла разгневать Пырьева, а во вторых Стриженов находился в гражданском браке и недавно стал отцом. Вдобавок новоиспеченной парочке негде было уединиться. По иронии выход из положения предоставил сам Пырьев. Он не утратил надежды добиться расположения Марченко и вручил ей ключи от снятой квартиры.

«Она буквально сходила с ума по Стриженову. Только он не отличался такой же взаимностью. Олег не спешил бросать жену Марианну и рассказывать про отношения с Людой. Он наговорил супруге, что поживет у приятеля, а сам проводил время у Люды на съемной квартире», — вспоминала ее сестра Галина Дорожкова.

С Олегом Стриженовым

С Олегом Стриженовым

Через полгода тайный роман подошел к концу, и все из-за внезапной беременности. Марченко выбрала карьеру и сделала подпольный аборт, который привел к печальным последствиям в виде невозможности иметь детей. Из тяжелой депрессии ее спасла работа над фильмом «До будущей весны», где она перевоплотилась в учительницу Веру Николаевну.

«До будущей весны»

«До будущей весны»

Пырьев не сдавался

Вскоре о бурном романе Марченко и Стриженова прознал Пырьев. После такой новости режиссер попал в больницу с диагнозом — инфаркт. Актриса чувствовала вину за случившееся, поэтому старалась его навещать, невольно давая повод на продолжение ухаживаний. И вот, поправив здоровье, Иван Александрович развелся с Мариной Ладыниной. Бывшая супруга решила отплатить и отправила письмо в Центральный комитет партии. В итоге директора «Мосфильма» и одного из самых влиятельных людей кинематографа того времени обвинили в развращении.

Однако на все угрозы исключения из партии Пырьев отвечал, что влюблен в Марченко и хочет взять ее в жены. Его избранницу даже наградили прозвищем — «Пырченко». Людмила не осознавала всю серьезность ситуации и верила, что это просто шутки режиссера.

Пырьев продолжил добиваться расположения возлюбленной, которая не испытывала взаимной симпатии, но и не отказывалась от подарков. В характере Людмилы преобладала детская наивность и доверчивость. Ей остро не хватало решимости покончить с ухаживаниями пожилого поклонника, который лишь усиливал напор и попытался добиться расположения родственников актрисы.

«Леон Гаррос ищет друга»

«Леон Гаррос ищет друга»

Несмотря на обещанные блага близких испугала колоссальная разница в возрасте. Но режиссер не унимался: он выбил возлюбленной квартиру, отвоевал место в советско-французской картине «Леон Гаррос ищет друга» и продолжил водить по ресторанам, на официальных банкетах представляя ее: «Знакомьтесь, это моя супруга, Людмила Марченко».

— «Напрямую спрашивала сестру, было ли у нее что-то с Пырьевым? Люда говорила: «Ничего не было!. Не могу я спать со стариком! Он мне не нравится, неприятен…» Иван Александрович правда был крикливым и экспансивным, а еще и больным, что наглядно отражалось на лице», — рассказывала Дорожкова.

С Иваном Пырьевым

С Иваном Пырьевым

Через год Марченко ошарашила окружающих своей внезапной свадьбой с Владимиром Вербенко. Узнав о помолвке Пырьев ворвался в квартиру возлюбленной и устроил погром, для начала выкинув одежду, привезенную им из заграницы, а затем и разрушив мебель.

В 1962-ом Людмила получила главную роль в фильме «Мой младший брат», съемки которого проходили на территории Эстонии. Однажды Владимир заявился на площадку и застал Люду в компании Пырьева, продолжившего романтическое преследование. Вербенко не выдержал и подал документы на развод. Брак не просуществовал даже года.

«Мой младший брат»

«Мой младший брат»

Несмотря на расставание Марченко переживала не долго, часто собирая у себя веселые компании, состоящие из именитых артистов. Однажды актер Владимир Гусев представил ее геологу Владимиру Березину. В тот же вечер мужественный красавец покорил ее своим очарованием. Узнав о новом избраннике Пырьев не выдержал и запретил пускать актрису в «Дом кино» и на «Мосфильм». Вдобавок он настоятельно рекомендовал не давать ей ролей.

Так Марченко упустила возможную роль Нины в «Кавказской пленнице» и скатилась до работы над эпизодами. Единственным спасением были киностудии союзных республик, которые не подчинялись влиянию Пырьева.

Тем временем обретенное счастье с Березиным быстро дало трещину. Мужчина хотел детей, а Людмила не признавалась в бесплодии. Во время очередной экспедиции она узнала занимательную новость — оказывается ее сожитель был женат и растил ребенка. Валентин обещал подать на развод и сойтись официально. Но после возвращения из экспедиции, наслушавшись историй о приставаниях Пырьева, Валентин напился и в пьяном угаре избил Людмилу, не оставив на лице живого места.

Травмы были настолько серьезными, что ее доставили в институт Склифосовского. Доктора сумели сохранить ей жизнь, но не красоту. Из больницы она вышла изуродованной практически до неузнаваемости. По неизвестной причине она продолжала покрывать сожителя, с которым рассталась лишь спустя несколько лет.

Новым мужем актрисы оказался администратор Москонцерта Виталий Войтенко. Мужчина пытался помочь и нашел пластического хирурга, который согласился убрать шрамы с лица. Однако проведенные операции принесли противоположный эффект. От третьей Людмила предпочла отказаться. Впрочем, как и от творческих встреч, организованных Войтенко. В результате затяжной депрессии, сопровождаемой алкоголем, отношения были разрушены. Виталий устал ее поддерживать и ушел.

Сергей Соколов с Галиной Дорожковой и ее сестрой Людмилой

Сергей Соколов с Галиной Дорожковой и ее сестрой Людмилой

Четвертым и последним избранником актрисы стал художник-график Сергей Соколов. С его появлением жизнь Людмилы стала налаживаться. Он помог побороть алкогольную зависимость, часто возил в деревню, рисовал ее портреты. Вскоре ее пригласили поработать на «Мосфильме». Так Марченко несколько раз сыграла у Эльдара Рязанова и получила место в Театре-студии киноактера. К сожалению из-за полученных травм Людмила постепенно теряла слух. В годы перестройки она стала ассистентом режиссера по подбору актеров, но в этой должности продержалась не долго.

Людмила вместе с мужем все больше времени начала проводить в деревне. Она занималась огородом, пока супруг рисовал обложки для книг. Идиллия разрушилась летом 1996-го года, когда у Соколова случился сердечный приступ. Он 20 лет был рядом, помог выбраться из депрессии и внезапно умер прямо на руках Людмилы. После этой потери она оправиться не смогла.

Марченко вернулась в столичную квартиру и вскоре заболела гриппом. Вместо посещения врача или приема лекарств она окончательно закрылась в себе, не пуская даже родственников. В итоге болезнь взяла верх и 21 января 1997-го забрала ее жизнь. На момент смерти ей было всего 56 лет.

— «Какими для моей сестры выдались последние годы можно понять из ее дневника: «Я отдаю отчет, что жизнь — это божий дар. Но душа этого не слушает — мечется, томится». Также Людмила заявила: «Ну и что мне дал этот кинематограф? Я с изуродованным лицом, без детей, денег… Лучше бы я стала воспитательницей в детском саду!», — рассказывала Дорожкова.

На рубеже 60-х годов Людмилу Марченко сравнивали с яркими иностранными звездами, пророча ей головокружительную карьеру в кинематографе.-11

Спасибо за внимание! Ставьте лайк и подписывайтесь на канал