Мистический роман «Мастер и Маргарита» так и не был напечатан при жизни писателя. Михаил Афанасьевич Булгаков писал его много лет, меняя концепцию, имена персонажей и наполняя свое произведение все новыми и новыми смыслами.
Самые яркие и харизматичные персонажи в романе олицетворяют нечистую силу.
фотограф Jean Daniel Lorieux по мотивам романа «Мастер и Маргарита»
ВОЛАНД
В Москву прибывает иностранный турист, профессор, под чьей личиной скрывается сам Дьявол, в романе его зовут Воландом. И лучше всего его характеризует фраза, вынесенная автором в эпиграф романа: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Эта цитата – отсылка к Мефистофелю из другого художественного произведения, трагедии «Фауст» Гете.
Воланд выглядит весьма внушительно. Он хорошо одет на публике, а дома предпочитает носить старую ночную сорочку, глаза его разного цвета – один зеленый, а другой черный, кроме того он носит с собой трость с набалдашником в виде головы пуделя. Черный пудель – еще один символ из «Фауста», там Мефистофель оборачивался черным пуделем. И черный же пудель вышит на подушечке, которая лежит на балу Сатаны у ног Маргариты, и он же выгравирован на золотом медальоне, что является частью пут королевы на балу.
Князь Тьмы не может появиться в Москве без свиты. Кто же они – свита Воланда?
Кто такой Коровьев
«На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный… пиджачок… гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая…»
Коровьев отвечает в свите за недобрые шутки, создание ситуаций, обличающих пороки тех, над кем он шутит. Второе его имя – Фагот, и в конце романа становится известно, что на самом деле службой он отбывает наказание, наложенное на него много веков назад на неудачный каламбур о Свете и Тьме. Во время финального полета Воланда Коровьев преображается, сбрасывая нелепую личину и превращается в темно-фиолетового рыцаря с мрачным, никогда не улыбающимся лицом.
фотограф Jean Daniel Lorieux по мотивам романа «Мастер и Маргарита»
Почему кот – Бегемот?
Ярчайший представитель свиты Воланда, конечно же кот Бегемот. Черный говорящий кот, любитель хорошо поесть. Огромный как боров, ходит на задних лапа, с шикарными «кавалерийскими» усами. Иногда он предстает в образе невысокого толстячка.
Почему же его зовут Бегемот? Дело в том, что Бегемот – один из демонов, а конкретно демон чревоугодия. Поэтому наш кот все время ест.
В последнем полете Воланда, где все члены свиты предстают в своем истинном облике, кот принимает облик «худенького юноши, демона-пажа, лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире». Да, наш кот – паж. Он шалит, крадет голову Берлиоза, сидит у левой ноги королевы на балу. Его шалости часто выводят из себя Воланда, Не даром тот говорит «неплохо бы его утопить».
кадр из сериала «Мастер и Маргарита»
Азазелло
Один из самых опасных членов свиты, ведь по демонологии Азазель, – демон убийца, научивший людей делать оружие. Но кроме мечей и шпаг, пистолетов и бомб, Азазель научил женщин пользоваться косметикой, а значит соблазнять.
В свите Воланда Азазелло отвечает за насильственные методы, он убивает барона Майгеля, изгоняет из нехорошей квартиры наследника Берлиоза. А появляется он из зеркала – тоже оружия обольщения, который кстати тоже сам изобрел.
Он же преподносит Мастеру и Маргарите напиток, который их убивает и позволяет присоединиться к Воланду.
фотограф Jean Daniel Lorieux по мотивам романа «Мастер и Маргарита»
Истинные облик его впечатляет, настоящий демон Войны: «Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».
фотография из сети
Ведьма вампирша Гелла
Красивая ведьма с огненно рыжими волосами и зелеными глазами, горящими иногда фосфорическим огнем, портит ее шрам на шее, оставленный палачом. Еще одна отсылка к «Фаусту»: там Маргарита является Фаусту со шрамом на шее, после того, как ее казнили за убийство ребенка.
Но Гелла не имеет прямого прототипа. Имя для нее Булгаков нашел в одной из статей энциклопедического словаря, где рассказывалось, что этим именем на острове Лесбос называли погибших молодых девушек, после смерти превратившихся в вампиров.
В последней редакции романа Гелла не совершает полет вместе с остальными членами Воланда. Жена писателя была уверена, что «Миша забыл Геллу!», а не умышленно не дал ей принять участие в последнем полете. Потому что в предыдущих редакциях: «Геллу ночь закутала в плащ так, что ничего не было видно, кроме белой кисти, державшей повод. Гелла летела, как ночь, улетавшая в ночь».
фотограф Jean Daniel Lorieux по мотивам романа «Мастер и Маргарита»