Не только русские: почему в 1990-е из Средней Азии уехали татары?

Для начала сухие цифры: в 1989-м году в Таджикистане было 388 тысяч русских и 72 тысячи татар, в 2010-м их стало 72 тысячи и 6,5 тысяч соответственно. В Узбекистане в 1989-м году было 1,6 миллиона русских и 467 тысяч татар, в 2013-м их стало 809 тысяч и 211 тысяч соответственно. В Казахстане в 1989-м году 6,2 миллиона русских и 327 тысяч татар, в 2009-м их стало 3,8 миллиона и 204 тысячи соответственно. Уверяю вас, что в Киргизии и Туркмении цифры примерно соответствующие.

Не только русские: почему в 1990-е из Средней Азии уехали татары?

Иными словами, во всех странах среднеазиатского региона за три десятилетия после прекращения существования СССР численность русской и татарской общин уменьшилась, как минимум, в два раза за счет оттока их представителей в Российскую Федерацию – национальное государство каждого из этих народов. При этом, кое-откуда татар уехало даже больше, чем славян, пропорционально их прежнему количеству, конечно.

Но почему же так вышло? Татары ведь такие же мусульмане, да к тому же они говорят на тюркском языке, родственному языкам казахов, киргизов, туркмен и узбеков. Они такие же восточные люди, почему же с ними так поступили? И как вообще в этих странах появились татары?

Не только русские: почему в 1990-е из Средней Азии уехали татары?

Восемьсот лет назад добрая половина того, что сейчас называется Средней Азией, входило в состав Золотой Орды. Но ее восточная часть всегда была немного наособицу и являлась фактически самоуправляемой. По этой причине тут сформировались отдельные народы, чья история начиналась задолго до создания этой великой державы (туркмены и киргизы, например). Но торговые и культурные связи всегда присутствовали, и они сохранились даже после распада Улуса Джучи на несколько более компактных государств.

По этой причине татары появились в Средней Азии почти сразу же после формирования этого этноса в Поволжье. Строго говоря, они были там и раньше, еще в эпоху Волжской Булгарии. Татары никогда не приходили сюда, как завоеватели – они приезжали как купцы, просветители, становились учениками местных медресе. Причем, после покорения русскими Казани, этот поток только усилился: молодое Московское царство было заинтересовано в установлении торговых отношений с востоком и решило эту задачу возложить на татар.

Не только русские: почему в 1990-е из Средней Азии уехали татары?

По этой причине костяк татарской общины в интересующем нас регионе сложился еще до его завоевания Российской империей. Причины ее возникновения были исключительно мирными. Даже в сложную эпоху СССР татары приезжали сюда не в качестве комиссаров и чиновников, а для того, чтобы поднимать местную промышленность и социальную сферу. В крайнем случае, они были репрессированы или спасались здесь от репрессий.

Но после 1991-о года им тоже припомнили, что они не местные. В те годы даже бытовал такой негласный лозунг – «русских в Рязань, татар в Казань». Т.е. фактически эти народы приравняли друг другу и каждый из них посчитали ответственным за события, происходившие тут в советское время. А если никаких событий не было – их попросту придумывали. Когда появились независимые страны с собственной властью, коренные народы быстро вспомнили, кто тут не местный и попросили чужаков на выход. А сильнейшее падение экономики довершило массовый исход.

Не только русские: почему в 1990-е из Средней Азии уехали татары?

Правда, те, кому некуда было ехать, чьи предки жили там много поколения либо, люди, которые и тут хорошо устроились, остались в Средней Азии по сей день. Половина от прежнего количества – тоже неплохая община. Во многих крупных городах действуют татарские центры, и что интересно, часто они открываются и работают совместно с башкирами. Их тут не так много, но они тоже есть.