«Мучил долго»

Штурмбаннфюрер СС схватил Марию за ключицу, вызвав у нее вопль от боли, а слезы потекли по ее красивому лицу.

Эсэсовец прошипел, глядя на Марию: «Думаешь, будучи русской монахиней, ты останешься молчать? Ошибаешься! У меня есть способ.»

Мария с ужасом наблюдала, как штурмбанфюрер начал раскрывать что-то. Ей казалось, что ее страдания никогда не кончатся.

20 декабря 1891 года в Риге 29-летняя красавица София Борисовна, урожденная Делоне, родила своему супругу, известному юристу Юрию Дмитриевичу Пиленко долгожданного ребенка — очаровательную девочку.

Родители, не успев нарадоваться на малышку, едва ее не потеряли. Произошло это 27 декабря в Рижском православном Христорождественском Соборе во время крещения новорожденной. Священник отвлекся, окуная девочку в купель, выронил ее и кроха едва не захлебнулась. К счастью, все обошлось.

Малышке дали имя Елизавета, ее крестным отцом стал дедушка Дмитрий Васильевич Пиленко, патриот, генерал и винодел, превративший Кубань в винный край.

Обязанности крестной матери приняла на себя двоюродная бабушка Лизы, бывшая фрейлина Елизавета Яфимович, водившая дружбу со всесильным обер-прокурором Священного Синода Константином Победоносцевым.

Жило семейство Пиленко в Риге на улице Элизабетес в самом центре города, однако, после рождения в 1893 году второго ребенка, Дмитрия, Юрий Дмитриевич решил переехать в Анапу, в Джемете — имение своего знаменитого отца-винодела.

Дмитрий Васильевич Пиленко.

Дмитрий Васильевич Пиленко.

Имение Джемете являлось поистине волшебным местом. Дмитрий Васильевич превратил пустынные уголки в удивительный сад, излучающий красоту и изобилие. Лучи солнца играли среди бескрайних виноградников, насыщенных различными сортами винограда для производства винного напитка. В огромных подвалах, расположенных прямо под господским домом, скрывались пыльные бутылки с вином различной выдержки.

Лиза и ее брат росли в окружении природы, наслаждаясь теплыми лучами южного солнца, свежим горным воздухом и изысканными фруктами и ягодами, собранными из садов и оранжерей своего деда.

Лиза Пиленко, 1903 год.

В 1895 году, после смерти патриарха семьи виноделов, Дмитрия Васильевича Пиленко, имение Джемете с его виноградниками перешло к Юрию Дмитриевичу. Отец Лизы не отказался от наследства и успешно продолжил дело своего предшественника.

В 1905 году, когда Лизе исполнилось 14 лет, ее отца назначили директором Императорского Никитского ботанического сада в Ялте. Семья переехала в Крым, но Юрий Дмитриевич часто бывал в Анапе, следя за своими владениями.

Лиза закончила четвертый класс гимназии в Ялте и была награждена наградой второй степени.

В 1906 году Юрия Дмитриевича перевели в Петербург в Главное управление землеустройства и земледелия. Ему предстояло участвовать в реализации реформ П.А. Столыпина, которые он считал важными для России.

С большим энтузиазмом Юрий Дмитриевич готовился к переезду в Петербург и велел домочадцам готовиться к переезду.

К сожалению, его надежды не сбылись. 17 июля 1906 года Юрий Дмитриевич внезапно скончался от болезни почек в возрасте 49 лет.

Юрий Дмитриевич Пиленко.

Юрий Дмитриевич Пиленко.

В момент смерти отца Лизе было пятнадцать лет. Эта трагедия настолько потрясла девочку, что она, ранее очень религиозная и богобоязненная, потеряла веру в Бога.

После похорон мужа мать Лизы все-таки решила переехать в Петербург, считая, что в столице дети получат лучшее образование. В августе семья Пиленко прибыла в город на Неве, где Лиза успешно окончила гимназию Марии Стоюниной с серебряной медалью и поступила на философское отделение Бестужевских курсов.

В Петербурге Лиза оказалась в центре культурной жизни. С детства она интересовалась поэзией, писала стихи и испытывала страстное влечение к литературе.

В 1908 году Лиза познакомилась с 28-летним Александром Блоком через общих знакомых. Через него она познакомилась с 22-летним помощником присяжного поверенного Дмитрием Кузьминым-Караваевым.

Между Лизой и Дмитрием возникла взаимная симпатия, и вскоре было объявлено о их помолвке. 19 февраля 1910 года в возрасте 19 лет Лиза вышла замуж за Дмитрия и приняла его фамилию, став Кузьмина-Караваева.

Дмитрий Владимирович Кузьмин-Караваев.

Дмитрий Владимирович Кузьмин-Караваев.

Муж Лизы, Дмитрий, был человеком с широким кругом интересов и необычайной активностью. Он временами увлекался большевизмом, затем отошел от политики и полностью посвятил себя миру поэзии, став одним из руководителей известного «Цеха поэтов».

Вместе с мужем Лиза посещала самые известные собрания петербургской поэтической богемы, где знакомилась с такими литературными гигантами, как Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев и другие представители «Серебряного века».

Все это время Лиза сама писала стихи и мечтала о публикации своих произведений. Весной 1912 года она бросила учебу в Бестужевских курсах, чтобы напечатать свой первый поэтический сборник под названием «Скифские черепки». Сборник был хорошо воспринят критикой и получил похвалу от Гумилева и Блока.

Однако Лизу начал тяготить мир поэтической богемы, и ей захотелось уединения на природе, в усадьбе своего отца и деда.

Весной 1913 года, будучи беременной, Лиза решила оставить мужа и уехать в Анапу. 18 октября в усадьбе Джемете она родила дочь, которую назвала Гаяной — это имя в переводе с греческого означает «Земная».

В Анапе Лиза продолжала активно писать и работать над своими рукописями, а также принимала писателей и поэтов в гостях. Так, у них в Джемете был Алексей Николаевич Толстой, который стал крестным отцом дочери Лизы, Гаяны.

Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева.

Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева.

В январе 1914 года Лизавета отправила свой второй поэтический сборник «Дорога» дорогому другу, Александру Блоку. Поэт прочитал его и сделал пометки на полях, однако книга так и не была издана. Это в сочетании с личными проблемами стало причиной душевного кризиса и вернуло Лизавету к вере.

После смерти отца Лизавета впервые снова стала молиться и интересоваться православием и религиозной жизнью.

Февральскую революцию Лизавета встретила с восторгом и даже вступила в партию эсеров. Почти весь 1917 год она провела в Анапе с дочерью, где ее, как представительницу уважаемой семьи виноделов, избрали заместителем городского головы по вопросам образования и здравоохранения.

В феврале 1918 года Лизавета, ей было всего 27 лет, стала городским головой Анапы.

Когда большевики пришли к власти, Лизавета, не питавшая иллюзий по поводу Ленина и его сторонников, решила остаться в городском правительстве и приняла должность комиссара по здравоохранению и народному образованию. В этот период она спасла множество анапских семей от грабежей и насилия.

Анапа. Конец XIX века.

Анапа. Конец XIX века.

28 августа 1918 года Белая гвардия освободила Анапу из-под контроля большевиков. На смену Красному террору пришел Белый террор.

Елизавету немедленно арестовала контрразведка Деникина. Молодая женщина была обвинена в «комиссарстве и участии в национализации частной собственности», за что ей грозила смертная казнь.

15 марта 1919 года в Екатеринодаре прошел суд. Благодаря поддержке друзей-писателей, которые опубликовали в прессе открытое письмо в поддержку Елизаветы, а также умелой защите, Кузьмина-Караваева получила всего лишь две недели ареста.

Приговор вынес судья, видный деятель кубанского казачества Даниил Ермолаевич Скобцов. Несмотря на то, что он был старше Елизаветы на семь лет, он влюбился в подсудимую настолько, что вскоре после отбытия наказания предложил ей свою руку и сердце.

Елизавета приняла предложение, и в конце лета 1919 года стала супругой Даниила Ермолаевича, приняв его фамилию Скобцова.

Елизавета Скобцова.

Весной 1920 года Белая армия на Кубани потерпела полный разгром. Елизавета, взяв с собой дочь Гаяну и пожилую мать Софию Борисовну Пиленко, спешно покинула родные места и отправилась в Новороссийск, откуда на пароходе эвакуировалась в Грузию.

В Тифлисе Елизавета родила сына, которому дала имя Юрий. С приближением Красной Армии на Кавказ, Скобцовы окончательно покинули Россию.

Сначала они жили в Константинополе, а затем перебрались в Сербию. В Белграде 4 декабря 1922 года Елизавета Юрьевна родила своего последнего ребенка — дочь Анастасию. Из Сербии семья переехала в Париж в начале 1924 года, где и окончательно осела.

В изгнании Елизавета Скобцова начала заниматься литературной деятельностью, пиша прозу, эссе и автобиографические очерки, которые публиковались в эмигрантской прессе. Ее супруг, Даниил Ермолаевич, стал одним из руководителей «Общеказачьего дома» в Париже.

7 марта 1926 года произошла новая трагедия в жизни Елизаветы Юрьевны: ее 4-летняя дочь Настенька скончалась от менингита в Пастеровском институте. Это был тяжелый удар для матери, однако на этот раз Елизавета не отвернулась от веры, а, напротив, нашла в ней утешение и новый смысл жизни.

В 1927 году мадам Скобцова стала активисткой РСХД (Русского студенческого христианского движения) и помогала эмигрантам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.

В 1932 году, обсудив все с супругом, Елизавета Юрьевна приняла монашеский постриг под именем инокини Марии. Даниил Ермолаевич согласился на церковный развод, однако они оставались в официальном браке до конца жизни.

Инокиня Мария.

Инокиня Мария.

Матушка Мария, как ее прозвали, направила всю свою энергию на помощь окружающим. В Париже она основала организацию «Православное дело», организовала общежитие для одиноких женщин, открыла дом отдыха для туберкулезников и организовала миссионерские курсы.

В 1935 году произошла новая трагедия: ее старшая дочь Гаяна выехала в СССР и скончалась от брюшного тифа в Москве. Ежедневная помощь нуждающимся помогла матушке Марии преодолеть глубокую печаль.

Женщина, ранее окруженная поэтической богемой, теперь сама заботилась о больных, стариках и детях, продолжая при этом свою литературную деятельность.

Оккупация Парижа нацистами стала испытанием для русской эмиграции. Многие, как Шмелев, Мережковский, Гиппиус и Берберова, поддавались соблазну сотрудничества с нацистами.

Матушка Мария не примкнула к ним. В общежитии, которое она руководила, был создан один из центров Сопротивления.

В июле 1942 года нацисты организовали массовую облаву на евреев Парижа, отправляя их в концлагеря, в том числе в Освенцим.

Зимний велодром в Париже во время облавы 1942 года.

Зимний велодром в Париже во время облавы 1942 года.

В этот мрачный период Мария Скобцова стала одним из немногих жителей Парижа, отважившихся помочь гонимым. Монахиня самолично спасла четырех еврейских детей, провезя их по улице перед самым носом нацистов в мусорном контейнере.

Общежитие матушки Марии превратилось в убежище, и в феврале 1943 года об этом стало известно гестаповцем.

Сначала был арестован Юрий Скобцов, сын Марии, затем СС схватило и отважную монахиню.

Инокиню за укрывательство врагов Рейха отправили в тюрьму форта Роменвиль, где штурмбаннфюрер СС, стремясь получить информацию от 51-летней, все еще очень красивой, женщины, как писали позднее во французской прессе, «мучил долго матушку Марию». Но эсэсовец так ничего и не добился от арестантки.

Матушка Мария Скобцова.

Матушка Мария Скобцова.

Юрия Скобцова гитлеровцы отправили в концлагерь Дора-Миттельбау, где он погиб 1 февраля 1944 года.

Матушка Мария, скорее всего, не узнала о смерти своего последнего ребенка. Она находилась в концлагере Равенсбрюк и не могла переписываться с сыном.

31 марта 1945 года закончился и земной путь Марии. Она погибла героически, заставив весь мир вспомнить, что такое настоящая русская женщина.

Дело было так. Немцы собирались отправить в газовую камеру некую молодую женщину. Матушка Мария взяла у несчастной ее робу с номером и приняла смерть вместо обреченной.

Через неделю концлагерь Равенсбрюк был освобожден Красной Армией. Бойцов-освободителей встречала и та женщина, которую спасла матушка Мария.

Подвижническая жизнь и подвиг Марии Скобцовой не остались незамеченными потомками. В январе 2002 года Константинопольский патриархат канонизировал Марию как преподобномученицу. Немного позднее архиепископ Парижа заявил, что католическая церковь собирается почитать святую Марию Скобцову наравне с православными братьями как покровительницу Франции.

В XV округе Парижа была открыта улица, примыкающая к улице Люрмель, где находилось то самое общежитие «Православного дела».

Эта улица называется — Rue Mere Marie Scobtzov. Улица Матери Марии Скобцовой.

Пальцы штурмбаннфюрера СС впились в ключицу. Мария вскрикнула от боли, слезы заструились по ее прекрасному лицу.  - Думаешь, если ты русская монахиня, то мы тебя не заставим говорить?-11

Источник