Мифы о войне навязанные кинематографом. Причем не только отечественным, но и западным.

Первое это конечно же униформа. Если посмотреть фильм «Подвиг разведчика»с Павлом Кадочниковым в главной роли, а напомню он был снят в далеком 1947 году режиссером Борисом Барнетом, то с формой у гитлеровцев все нормально. Она скорее всего, хоть фильм и черно-белый, стандартного серого цвета. Ни каких вызывающих черных цветов, кричащих красных повязок на рукавах.

"Подвиг разведчика" Киевская киностудия 1947 год

«Подвиг разведчика» Киевская киностудия 1947 год

В фильме «Вдали от Родины»1960 года, режиссер Алексей Швачко, все офицеры одеты так же в стандартную серую форму. Нет и намека на радикально черный цвет.

"Вдали от Родины" киностудия имели Александра Довженко 1960 год

«Вдали от Родины» киностудия имели Александра Довженко 1960 год

Но вот в 1968 годы на экраны выходит лента «#щит и меч » Владимира Басова. Фильм замечательный очень живой и интересный, но именно в нем мы впервые видим на героях форму черного цвета. Причем в нее одеты все. И дебютировавший в кино Олег Янковский(Генрих Шварцкопф) и Станислав Любшин(Йоганн Вайс) и даже Алла Демидова(Ангелика Бюхер).

"Щит и меч" киностудия Мосфильм 1968
"Щит и меч" киностудия Мосфильм 1968
"Щит и меч" киностудия Мосфильм 1968

«Щит и меч» киностудия Мосфильм 1968

А в 1973 году появляется сериал «#семнадцать мгновений весны», режиссер Татьяна Лиознова. Еще более выдающийся актерский состав, великолепный сценарий еще больше формы черного цвета.

Про западные фильмы я даже вспоминать не буду. Там подобных ошибок еще больше.

Так почему же первые два фильма могут претендовать на историческую правду(причем не полную. Чуть ниже я расскажу почему), я имею ввиду именно одежду, а два последних нет? Начнем с того, что в 1930 году Генрих Гиммлер вводит новую черную форму для подразделений СС (Schwarzer Dienstanzug der SS). После того как в Веймарской республике были запрещены все полувоенные формирования пришлось придумывать новый образец одежды. Причем к ее созданию Hugo Boss не имел никакого отношения. Дело в том, что разработали ее два офицера СС. Они же придумали и эмблемы в виде двух стрелок. Ну придумали наверное сказано не верно, дело все в том, что форму именно черного цвета носили прусские гусары (Totenkopfhusaren) а два «дизайнера» просто подогнали ее под современные реалии. И в 1933 году, буквально за год до «Ночи длинных ножей» когда подразделения СС расправились с конкурентами из СА(те носили коричневую форму) ношение черной одежды стало обязательным для всех сотрудников организации, причем в независимости от чинов.

"Подвиг разведчика" Киевская киностудия 1947 год

«Подвиг разведчика» Киевская киностудия 1947 год

Но вот еще один факт. С 1 сентября 1939 года с началом Второй мировой войны ношение черной формы стало необязательным. Подразделения принимавшие участие в военных действиях Waffen SS стали надевать форму защитного цвета, а общие подразделения Allgemeine SS получили мундиры серого цвета. Теперь почему в фильмах «Подвиг разведчика» и «В дали от Родины» есть ошибки? Если посмотреть на орла, то он располагается на правой стороне кителя над карманом. Но у подразделений СС он был нашит на левом рукаве, а на груди его располагали только для формы подразделений регулярной армии Вермахта.

"Щит и меч" киностудия Мосфильм 1968

«Щит и меч» киностудия Мосфильм 1968

Что касается одежды для женщин, то для них была особенная форма. Черный берет с орлом, серый жакет и серая же юбка. При этом полагалось носить туфли, а не армейские сапоги.

"Семнадцать мгновений весны" киностудия имени Горького

«Семнадцать мгновений весны» киностудия имени Горького

Единственный раз советский разведчик Исаев идя на прием к Гиммлеру был одет верно. В серый мундир. При этом даже орел нашит правильно, как и требовал устав, он расположен на левом рукаве. Кстати уже в 1944 году черная форма была и вовсе отменена. Так что ни Мюллер, ни Шелленберг, ни #штирлиц и вообще никто носить ее не мог.

Нет, понять почему именно черный цвет стал доминирующим в кинематографе можно. Таким образом режиссеры пытались поделить » «плохих» и «хороших». И именно поэтому все чиновники виноватые в смертях миллионов людей стали выглядеть еще более мрачно.

С одеждой разобрались. Пошли дальше. Все отечественные фильмы рисуют нам образ немецкого солдата с браво подвернутыми рукавами и со «шмайсером» наперевес. Начнем того, что устав запрещал, и запрещал строго настрого подобные вольности. Никто и никогда не позволил бы себе завернуть рукава мундира. По поводу оружия. К инженеру Хуго Шмайсеру пистолет-пулемет МР 38 и МР 40 имели не самое прямое отношение. Да, другой инженер Генрих Фольмер использовал некоторые наработки Шмайсера от оружия МР 36. Но непосредственного участия в создании сам Шмайссер не принимал. И выдавался он лишь водителям, танкистам и младшему офицерскому составу пехотных подразделений. Кстати стрелять, что называется «от бедра» из МР было нельзя.

МР 38/МР 40 фотография сайта Музей оружия

МР 38/МР 40 фотография сайта Музей оружия

А вот основным оружием армии был вовсе не пистолет-пулемет, а обычная винтовка Mauser 98K. Она превосходила нашу «мосинку» по скорострельности, была короче и меньше весила. Но при этом дальность и останавливающая способность у нее была ниже.

Mauser 98K фотография сайта Стрелковое оружие и боеприпасы

Mauser 98K фотография сайта Стрелковое оружие и боеприпасы

Десантники имели на вооружении не МР, а полуавтоматическое оружие FG 42. Достаточно надежная техника калибра 7,92. Снайперы работали с винтовкой Gewehr 43

FG 42 фотография сайта Военный альбом
Снайпер Waffen SS с винтовкой Gewehr 43. Фотография сайта miguiza.tumblr.com

FG 42 фотография сайта Военный альбом

Ну и наконец еще один миф. Танки. Если посмотреть любой фильм, то сложится впечатление, что вермахт с первых дней #войны повсеместно использовал танки Тигр. Но их и выпустили всего-то в количестве 1349 штук. Так еще и первое боевое применение произошло лишь в 1942 году. Эти тяжелые машины использовались в операции под станцией Мга под Ленинградом. Причем большую часть техники тогда потеряли. А один целый #танк был захвачен #ркка и доставлен в Москву. То же самое можно сказать и про танк Пантера. Их было выпущено 5595 штук да и появилась в вермахте и войсках СС лишь на #курской дуге то есть в 1943 году. Кстати всего с 1939 по 1945 промышленность Германии произвела лишь 75 тысяч танков, в то время как СССР более 145 тысяч. Да, и вновь по поводу формы. Танкисты не носили черные комбинезоны. Их одевали в форму защитного цвета. И на голове, по крайней мере в первые годы войны они носили береты, кепи появились лишь в 1941.

Откуда такое количество черной формы в отечественном и зарубежном кинематографе? Начнем с того, что с 1942 года часть комплектов одежды поступило на оккупированные территории. В нее предполагалось переодеть отряды полиции. Правда без характерных отличительных знаков. Вполне возможно именно эта одежда и попала в последствии на киностудии.

Источник