Малоизвестные факты про Степана Разина, которых нет в учебниках истории

О личности предводителя крестьянского восстания 1670-1671 годов донского казака Степана Разина достоверно известно очень мало, несмотря на широкую известность данного события. Нет точных сведений ни о годе его рождения, ни о месте, где он появился на свет.

В источниках упоминается Иван Разин, которого в 1665 году царский воевода велел казнить за какую-то оплошность. По некоторым данным, то был старший брат Степана Разина, в отместку за которого младший брат и начал свои разбойничьи походы. Но так ли это на самом деле – доказательств нет.

Казнь Стеньки Разна

Казнь Стеньки Разна

Европа вовсю помогала царю подавить восстание

Вместе с тем, есть ряд точно установленных фактов, про которые, однако, историки редко почему-то вспоминают, особенно когда пишут учебники.

Например, русский архив следствия по делу Степана Разина сгорел в 1701 году. И большинству сведений об его восстании мы обязаны, как ни странно, иностранным источникам.

Вот ещё парадокс: иностранные свидетельства о мятеже Степана Разина появились в печати буквально в первые же годы. В 1674 году немецкий учёный Иоганн Марциус защитил в университете Виттенберга диссертацию, посвящённую «Стеньке Разину». В 1676 году в Голландии вышла книга Яна Стрёйсса, который якобы был непосредственным очевидцем событий Разинщины в Астрахани. Эти иноземные источники написаны с позиций полной поддержки русских властей, в тоне резкого осуждения мятежников.

Малоизвестные факты про Степана Разина, которых нет в учебниках истории

Создаётся такое впечатление, что иноземцы были не меньше российских властей заинтересованы в подавлении мятежа. Ян Стрёйсс и другой голландский наблюдатель, по горячим следам написавший о бунте Разина, Бальтазар Котта, свидетельствовали, что московское правительство наняло для борьбы с повстанцами голландскую пехоту. Видимо, не очень доверяло своим собственным войскам.

Любопытно также то, что московское правительство регулярно информировало западных резидентов о ходе подавления восстания, рассылая специальные информационные бюллетени. После пленения Степана Разина царь Алексей Михайлович пригласил всех иноземных послов насладиться зрелищем казни над «злодеем».

Разинщина это восстание старообрядцев

В учебниках обычно приводят такой портрет Степана Разина, сделанный иностранцами на основе его зарисовок во время казни в Москве:

Малоизвестные факты про Степана Разина, которых нет в учебниках истории

Но почти нигде не встретишь вот такого его портрета,

Малоизвестные факты про Степана Разина, которых нет в учебниках истории

написанного с натуры в ту пору, когда Разин был в силе и контролировал добрую половину Российского государства.

При взгляде на эту гравюру приходится вспомнить слова Иоганна Марциуса про Разина: «Вероисповедания он был мусульманского или никакого». Действительно, Разин выглядит как турецкий паша или персидский ага. Общее впечатление дополнялось насилиями людей Разина над священниками, разорением ими православных церквей.

Однако Марциус не знал или не упомянул всех обстоятельств. Ведь в это время русская православная церковь была расколота на официальную часть – сторонников нового обряда, и старообрядцев. Дон ещё столетие служил пристанищем приверженцев старого обряда.

Обычно историки изображают раскольников или старообрядцев людьми, пассивно сопротивлявшимися нововведениям. Они уходили в скиты, а если их доставали преследованиями – кончали жизнь массовыми самосожжениями. Пример восстания Разина показывает, что это совсем не так.

Логично думать, что большинство участников восстания Степана Разина составляли старообрядцы, которых в простом народе было тогда большинство. Но они, как видим, не уходили от преследований, а мстили за неправды и намеревались восстановить в России «правильную», по их убеждению, церковь, и «правильное царство». Существующее же государство и его церковь они воспринимали как слуг Антихриста, потому и не стеснялись в их отношении никакими рамками. В общем, для восставших это была священная война за веру и правду.

Восточная же одежда на Разине объясняется не его якобы мусульманским вероисповеданием, а модами казачьего юга России, где было сильно турецкое (на Дону) и персидское (в Астрахани) культурное влияние, а также объектами разинского грабежа, чьими жертвами прежде всего стали восточные купцы с их товарами.

Источник