«Иван Васильевич»: почему из фильма «убрали» Миронова, а царю запретили жарить котлеты

Почему Юрий Никулин отказался от "царской" роли

Почему Юрий Никулин отказался от «царской» роли

Съёмки фильма по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» в начале 1970-х многие считали рискованной затеей. Добрые люди убеждали Леонида Гайдая отказаться от своих планов. К счастью, режиссёр не послушался. В 1973-м фильм «Иван Васильевич меняет профессию» вышел на советские экраны, в этом же году картину посмотрели более 60 миллионов зрителей.

Как в СССР историю про Ивана Васильевича запрещали

Пьесу про машину времени, её изобретателя Шурика (в оригинале он был Николаем Ивановичем Тимофеевым), прохиндея Милославского и царя Ивана Грозного писатель сочинил в середине 1930-х. При жизни Булгакова этому тексту, увы, не суждено было увидеть свет.

«Иван Васильевич» фактически попал под запрет после самой первой попытки поставить по нему спектакль в московском Театре сатиры. Это случилось после того, как на репетицию нежданно-негаданно заглянули представители партийной номенклатуры. Они были шокированы разгулом вольнодумства и потребовали остановить работу.

Удивительно, но до этого текст произведения был благополучно одобрен театральными цензорами, которые согласовали всё без изменений. Была лишь одна просьба — добавить царю Ивану Грозному реплику: «Теперь-то стало лучше, чем тогда!»

Первыми с Иваном Васильевичем познакомились омичи

"Иван Васильевич меняет профессию", фото из открытых источников

«Иван Васильевич меняет профессию», фото из открытых источников

Пьесу опубликовали только в 1965 году. Через пару лет она была впервые поставлена на сцене. Это случилось в Омске. При этом критики того времени замечали, что глубокий смысл произведения Булгакова при постановке напрочь потерялся — омичи предпочли целиком и полностью уйти в водевильное веселье. Тем не менее, процесс пошёл — пьесу Булгакова начали ставить в провинциальных, а иногда и в столичных театрах. А в 1972-м дошла очередь и кино. Снять фильм по пьесе задумал Гайдай.

Интересно, что во время работы над сценарием режиссёр представлял в главной роли исключительно Юрия Никулина. Под него, собственно говоря, и писался весь сценарий. Однако Никулин не решился стать Грозным-управдомом. Юрий Владимирович был уверен, что фильм либо не позволят доснять, либо его надолго отправят на полку.

Как поссорились Гайдай и Евстигнеев…

"Иван Васильевич меняет профессию", фото из открытых источников

«Иван Васильевич меняет профессию», фото из открытых источников

Отказ Никулина заставил Гайдая поломать голову над другой кандидатурой на роль царя. На кинопробах очень интересно смотрелся Евгений Лебедев. Однако, если царь удавался ему великолепно, то в качестве управдома артист был менее убедителен.

Интересные пробы оказались и у Евгения Евстигнеева. Но тоже ничего не получилось — артиста забраковал художественный совет. Вполне возможно, что шанс побороться за его кандидатуру оставался, но у Евстигнеева вдруг испортились отношения с Гайдаем.

Также на роль Ивана Васильевича пробовались Георгий Вицин и Владимир Этуш. Ни тот, ни другой «в цари» не подошли — по большей части, из-за шлейфа предыдущих ролей. Тем не менее, Этуша режиссёр решил оставить в фильме в образе товарища Шпака.

Почему из фильма «убрали» Андрея Миронова

"Иван Васильевич меняет профессию", фото из открытых источников

«Иван Васильевич меняет профессию», фото из открытых источников

В конце-концов роль царя-управдома досталась Юрию Яковлеву. Актёр лучше всех справился с задачей раздвоения на совершенно разных персонажей, пусть и с «одним лицом».

Интересно, что появление в картине Яковлева создало новую проблему. Актёр Андрей Миронов, который уже был утверждён на роль Жоржа Милославского, не очень хорошо смотрелся в кадре вместе с Юрием.

Гайдаю пришлось отказать Миронову и пробовать новые кандидатуры. Так, ловким жуликом чуть было не стали Георгии Юматов и Бурков, Сергей Никононенко и Анатолий Кузнецов. Пробовался даже Вячеслав Невинный. Когда на пробы пришёл Куравлёв, стало понятно, что поиски можно прекращать. Это было лучшее попадание в образ.

Почему царю запретили жарить котлеты

"Иван Васильевич меняет профессию", фото из открытых источников

«Иван Васильевич меняет профессию», фото из открытых источников

Как позже вспоминал Гайдай, цензоры практически не «резали» его комедию. Фильм лишился только нескольких реплик и одной сцены — в ней царь Иван Васильевич должен был жарить на советской кухне котлеты. Подобную трактовку образа самодержца признали чересчур вольной и, возможно, кощунственной.

Источник