Даша Ирины Алферовой из фильма «Хождение по мукам»: ослепительно прекрасна, сложна, загадочна и недоступна

Даша Булавина из экранизации знаменитой романа А. Н. Толстого 1977г. не входит в число моих любимых героинь по ряду причин. И об этом я уже писала как-то. И вместе с тем не устаю восхищаться высокой художественности воплощения этого женского образа в талантливом многосерийном фильме «Хождение по мукам».

Фото из открытых источников интернет. 0fa9a93350fbfb959099db06c91f6972.jpg Кадр из фильма  «Хождение по мукам».

Фото из открытых источников интернет. 0fa9a93350fbfb959099db06c91f6972.jpg Кадр из фильма «Хождение по мукам».

Режиссером этого фильма был Василий Ордынский. Создать экранизацию знаменитого романа о судьбах русской интеллигенции в эпоху социальных потрясений было его давней мечтой. И потому с особой тщательностью относился он к выбору актеров.

Для многих было странным, что на одну из главных ролей опытный режиссер утвердил никому тогда неизвестную студентку ГИТИСа Ирину Алферову. Однако Василий Ордынский знал, что делает. И оказался прав.

Фото из открытых источников интернет.irina-alferova-v-filme-hozhdenie-po-mukam-1974-1977-g.jpg Кадр из фильма «Хождение по мукам».

Дело в том, что именно благодаря образу Даши режиссеру удалось раскрыть свое собственное видение толстовского романа. Показать на экране историю о том, как изнеженный, неизъяснимо прекрасный, погруженный в витиеватые рефлексии «серебряный век» столкнулся с революцией и какие муки пришлось пройти…

Да, Даша – это олицетворение «серебряного века».

При этом она живая и реальная и далеко не идеальна. Если разобраться, то самое совершенное, что в ней есть, – ее оболочка. Обескураживающая красота. А вот за этой самой оболочкой много такого, что трудно, порой, понять, принять, вынести. По крайней мере, среднестатистическому человеку. Конечно, с Телегиным Даше крупно повезло: он-то ее понял, оценил и принял, потому что единого звучания с ней оказался… Потому что по-настоящему полюбил. А вот все остальные….

Фото из открытых источников интернет.getImage (1).webp Кадр из фильма  «Хождение по мукам».

Фото из открытых источников интернет.getImage (1).webp Кадр из фильма «Хождение по мукам».

Уже в первой серии фильма можно составить психологический портрет Даши. И он будет далек от лицеприятности. Ведь перед нами холодная, отстраненная от мира сего барышня, погруженная только в собственные переживания – до безудержного самокопания. Даша занята поиском себя, все остальное для нее не так уж важно. Иной раз она надменна и ведет себя так, будто окружающие ее люди – просто ее подданные. Все это, конечно, можно поначалу воспринять как юношеский максимализм. Но и в последующем развитии сюжета Даша мало меняется.

Фото из открытых источников интернет.original.jpg Кадр из фильма  «Хождение по мукам».

Фото из открытых источников интернет.original.jpg Кадр из фильма «Хождение по мукам».

Что в ней, действительно, подкупает так это искренность и совестливость. Ведь Даша сама от себя мается, себя саму не любит. И бесконечно мучается от чувства вины, от раскаяния, от несовершенства и жестокости окружающего мира….

Фото из открытых источников интернет.1974_hpm_13234547_b.jpg Кадр из фильма  «Хождение по мукам».

Фото из открытых источников интернет.1974_hpm_13234547_b.jpg Кадр из фильма «Хождение по мукам».

Вот в этот-то и есть вся соль образа Даши! Такой натуре, как она, муки просто необходимы. Они не испытание, – скорее, смысл. Как и для всей русской интеллигенции. Для которой, как мы помним, священен постулат Достоевского: лишь в страданиях рождается величие души.

Вот такой сложный, неоднозначный образ пришлось воплощать на экране юной Ирине Алферовой.

Фото из открытых источников интернетs1200.jpg Кадр из фильма  «Хождение по мукам».

Фото из открытых источников интернетs1200.jpg Кадр из фильма «Хождение по мукам».

И Даша ей удалась! Может, потому что актриса в свои юные годы и сама была очень похожа на героиню Алексея Толстого. И, кстати, Ирина Ивановна никогда это и не скрывала. Например, признавалась, что в молодости страдала неким высокомерием, была идеалисткой и искренне считала, что святое искусство – это только театр, а кино – полная пошлятина и разврат. С такими мыслями и пришла на пробы к режиссеру «Хождения по мукам». А Василий Ордынский все это угадал по выражению лица прелестной студентки и потом признался ей: «Когда ты вошла и посмотрела на меня, я понял, что вошла Даша». И потом объясняя Алферовой творческую задачу, предложил ей…. найти Дашу в себе. Попытаться не сыграть ее, а прожить.

Фото из открытых источников интернет.img-585329-874f94bcba.jpg Кадр из фильма  «Хождение по мукам».

Фото из открытых источников интернет.img-585329-874f94bcba.jpg Кадр из фильма «Хождение по мукам».

И, конечно, Алферову на роль Даши утвердили благодаря невероятной внешности. Режиссер не скрывал своего искреннего восторга по поводу ослепительной красоты начинающей актрисы, говорил своим ассистентам: «Какой у неё нездешний взгляд! Будто из серебряного века». Утверждают даже, что Ордынский был платонически влюблен в Алферову….

Масштабный 13-серийный фильм «Хождение по мукам» снимался почти пять лет. И все эти годы Алферова была только Дашей. Режиссер взял с нее клятву не играть в театре, не сниматься параллельно у других режиссеров (а предложения поступали и от Леонида Гайдая, и Григория Чухрая). И все для того, чтобы не расплескать образ, полностью в нем раствориться. Наверное, жестко. Зато результат превзошел все ожидания.

Фото из открытых источников интернет.06be0aae717a23db0008cfc9cd870b85.jpgКадр из фильма  «Хождение по мукам».

Фото из открытых источников интернет.06be0aae717a23db0008cfc9cd870b85.jpgКадр из фильма «Хождение по мукам».

Ведь Даша Ирины Алферовой многими признана классическим экранным воплощением героини романа Алексея Толстого: ослепительно прекрасной, сложной, недоступной и загадочной женщиной ушедшего века.