Авдотья Смирнова о консультантах сериала «Вертинский», о дочери шансонье и о главном качестве богемы

В Сколково, оказывается, есть киноклуб, где еще до показа сериала на Первом, обсудили тонкости его создания. Пришли Авдотья Смирнова и гендиректор новой медиаплатформы, на которой фильм показали без изъятия рискованных сцен. Вела беседу обозреватель «Эха Москвы» Арина Бородина.

Авдотья Смирнова о консультантах сериала "Вертинский", о дочери шансонье и о главном качестве богемы

Проглядела комментарии, чтоб решить, стоит ли тратить время на просмотр. Абсолютное большинство составили такие:

— Спасибо Дуне за возвращение в настоящее искусство. Настоящую. Эстетику, богатую литературную основу. Актеры так хороши и с такой отдачей…

— Меня восхитило, захватило всё. Эстетика, динамика. Красавицы актрисы. Алексей Филимонов — открытие ! Браво Авдотье Смирновой! Глубокий респект всем создателям этого чудного фильма .

— Я думаю, такие неформатные фильмы смотрит малый процент населения. Поэтому » браво!»- Алексей, «браво!»- Авдотья!

— Фильм- потрясение… моя мама 83 лет тоже ждала как хлеба каждую серию… А особая благодарность режиссеру за Алексея Филимонова. Она увидела в нем то, чего не было в его актерских работах ранее …. а сейчас он проснулся знаменитым.

— Дай Бог, чтоб сериал показали в разных странах!

Предложили послать фильм на «Оскар». Автору комментария подсказали, что это сериал, поэтому ему прямая дорога на «Эмми».

Были и другие, единичные, мнения:

 Многоуважаемая Авдотья Андреевна, по моему мнению, слишком идеализирует богему. Многие представители сегодняшней богемы поделили мир на светлую и темную стороны и, считая себя людьми света, абсолютно глухи и слепы, когда речь заходит о том, что может быть и другая правда. Я не называю имен, но их легко узнать. Носители света кичатся своим мировоззрением.

— Это фильм не про Вертинского, это фантазии Дуни, возможно, очень талантливые.

— Сериал это одно, Вертинский и его жизнь другое. Никаких совпадений не заметила

— Показатель фильма — то, что сказала дочь Вертинского … Это не мой отец! Сами придумали, сами сняли, теперь сами нахваливаете. Что следующим номером? Награды, фонды, премии, овации…

Таким сразу ответили:

— Конечно, не её — её отец умер!

— Если фильм принес столько положительных эмоций многим людям- может с вами что то не так?!

— Филимонов шикарен. Вы ничего не поняли.

— Видимо, вы не на волне режиссера Смирновой.

Режиссер Смирнова говорила больше часа. Но я решила послушать. Звук был организован так — «Эхо Москвы» гремело, Авдотья шептала. Очевидно, сказывалась усталость.

Игорь Мишин говорил больше о своей платформе, где показ уже шел. Поскольку специализация таких людей в искусстве всегда представлялась мне загадкой, я записала себе его определение:

Ему хотелось бы, как продюсеру, как человеку, который генерит какие-то смыслы, ради которых создаются истории, делать самому нечто вроде «Вертинского», но пока это не подъемно.

У него нет особого отношения к персонажам:

Авдотья Смирнова о консультантах сериала "Вертинский", о дочери шансонье и о главном качестве богемы

— Потому что мозг продюсера в некотором смысле отравлен. Я лишен зрительской радости при просмотре любого сериала. Голова препарирует — хотел бы ты быть продюсером этого. (…) В общем, после того, как мы жили и творили, и работали совершенно в разных системах координат (которые бесконечно менялись в диаметрально противоположных направлениях), мне интересна история Вертинского как артиста, который смог сохранить себя, пройдя через мясорубку самых сложных драматических и трагических событий ХХ-го века.

Ему в личности таких людей интересна сама возможность оставаться столь ярким и в некотором смысле самодостаточным человеком, несмотря на агрессивное трагическое изменение внешних обстоятельств, способность так прожить жизнь и сохранить себя.

Авдотья Смирнова о консультантах сериала "Вертинский", о дочери шансонье и о главном качестве богемы

Мне Игорь Мишин, которого я увидела впервые, показался человеком искренним и довольно интересным. Он сразу оценил зал.

Авдотья Смирнова о консультантах сериала "Вертинский", о дочери шансонье и о главном качестве богемы

Заметил, что пришли в основном девушки и женщины. И это понятно — герой сериала человек любвеобильный. Но с его точки зрения (пересказанной выше) есть на что и мужчинам посмотреть.

Думаю, непросто ему было говорить для аудитории, которая не выглядела как некогда публика концертного зала Политехнического музея.

Авдотья Смирнова о консультантах сериала "Вертинский", о дочери шансонье и о главном качестве богемы

Теперь с вашего позволения приведу несколько ярких высказываний создательницы сериала:

Авдотья Смирнова о консультантах сериала "Вертинский", о дочери шансонье и о главном качестве богемы

Когда она уговаривала свою подругу, художника, а не актрису Екатерину Щеглову сняться в роли Рали, то объяснила:

— Мне нужны лица со следами сложной духовной жизни.

И та поняла, что это не условная красавица Маша Иванова и согласилась.

Вопросы телеобозревательницы ЭМ были настолько многоводны и обтекаемы, что пересказывать их не имеет смысла. Не вызывали они энтузиазма и у Авдотьи Смирновой.

Авдотья Смирнова о консультантах сериала "Вертинский", о дочери шансонье и о главном качестве богемы

А оператор зачем-то долго держал в камере подбородок и пальцы Игоря Мишина, поглаживающего свою легкую небритость, пока Арина Бородина по большой шпаргалке пыталась сформулировать, что же она все-таки хотела спросить.

Авдотья Смирнова о консультантах сериала "Вертинский", о дочери шансонье и о главном качестве богемы
Авдотья Смирнова о консультантах сериала "Вертинский", о дочери шансонье и о главном качестве богемы

Зал тоже скучал.

Авдотья Смирнова о консультантах сериала "Вертинский", о дочери шансонье и о главном качестве богемы

И тут я встала на сторону людей, которых позвали неизвестно куда незнамо зачем. Я — про создателей фильма. Как бы кто к нему ни относился, это была пахота, работа.

Но постепенно ситуация начала выправляться.

Когда Авдотье позвонил Константин Эрнст, она была в растерянности, но понимала, что не хочет снимать про современность — «Я с ней как-то перестала совпадать«, а историей эмиграции так или иначе занимается много лет. Она напомнила Арине, что является автором сценариев «Мании Жизели» (фильм о русской балерине Ольге Спесивцевой) и «Дневника его жены» («о губительной любви в жизни писателя Ивана Бунина»).

Эрнст ей сказал:

— Мы пробовали разных других людей. И в итоге сошлись на вашей кандидатуре.

Восемь месяцев они с Аней Пармас читали, разбирались в документах. Она сейчас видит, что есть люди, которые в интернете пишут: а вот в мемуарах написано совершенно не так.

— Совершенно верно, дорогие товарищи. В мемуарах Александра Николаевича, написанных в Советском Союзе после его возвращения, написано совершенно не так. И когда мы сочиняли сценарий, нас на этом пути ожидали невероятные неожиданности и приключения. Потому что Александр Николаевич был человек неглупый, тонкий. Может быть, какие-то вещи он не помнил, какие-то предпочитал умолчать.

Когда они сочиняли 6-ю серию, события 1933 года — Вертинский в это время должен быть в Париже — им позвонил их консультант Иван Никитич Толстой (должно быть, из Праги, где трудится на радио «Свобода» и неустанно открывает миру страницы «преступлений советского режима» — посмотрела страницу на ФБ, волосы дыбом).

— Историк эмиграции. И говорит: «Девушки, у меня для вас неприятная новость — дело в том, что в 1933 году, когда Гитлер стал рейхсканцлером, Александр Николаевич жил в Берлине. То есть — не так, как написано в мемуарах, что он просто приехал в Берлин записать пластинку на фирме «Патефон». Он там жил и у него даже было свое кабаре.

Авдотья Смирнова о консультантах сериала "Вертинский", о дочери шансонье и о главном качестве богемы

— И вот так у нас всё время. Поэтому в дискуссии про то, что у нас в сериале не так, как в мемуарах Вертинского, я могу сказать, что в мемуарах не так, как было на самом деле. В этом месте у нас с Александром Николаевичем так немного закалякано. Здесь мы играем, здесь не играем, здесь мы рыбу заворачивали…

Авдотья Смирнова о консультантах сериала "Вертинский", о дочери шансонье и о главном качестве богемы

— И надо сказать, что Анастасия Александровна, которая тоже была нашим консультантом и была с нами в диалоге, это допустила, поддержала и сказала: «Да. Конечно».

Авдотья Смирнова о консультантах сериала "Вертинский", о дочери шансонье и о главном качестве богемы

А были ли у нее, как у дочери, какие-то личные замечания?

Зал потихоньку начал оживать.

Авдотья Смирнова о консультантах сериала "Вертинский", о дочери шансонье и о главном качестве богемы

— Нет, — твердо сказала Авдотья Смирнова. — Нет. Анастасия Александровна была исключительно толерантным и вдумчивым партнером.

Они до этого знакомы не были. Естественно, показали ей весь сценарий. И актерский кастинг тоже. Но ее в основном волновало, кто будет играть папу и маму.

И что сказала она, увидев «папу»?

— Ой, как похож на Степу в юности, моего сына. А, глядя на Аню Мишину, которая играет маму, она мне сказала: «Ммм, какая итальянистая, маме бы понравилась». Всё было показано.

Авдотья Смирнова о консультантах сериала "Вертинский", о дочери шансонье и о главном качестве богемы

— Анастасия Александровна нас консультировала, пустила нас в архив ЦГАЛИ, куда нет свободного доступа, только с санкции семьи, показывала нам какие-то мемориальные вещи, с нами разговаривала и когда сценарий был закончен, его прочла и к нему отнеслась. Как отнеслась — простите, это мои личные воспоминания, которыми я не хочу делиться, чтобы не было двусмысленности…

Авдотья Смирнова о консультантах сериала "Вертинский", о дочери шансонье и о главном качестве богемы

— … Она отнеслась максимально лестно для авторов.

Игорь Мишин сказал, почему они рассмотрели для своей платформы «Вертинского». Решили:

— Это сразу большой событийный потенциал. Это ставка. Много сил, много таланта, много средств вложено в реализацию проекта.

Проходным сериалом начинать новую модель отношений с Первым каналом (сначала цифровой релиз, потом показ по телевизору) было неправильно. Лучше — со знаковой работы. Они пока маленькие, но быстро набирают аудиторию. Большим Первый канал сериал бы не отдал.

Авдотья благодарна новому формату за то, что он не сократил «секс и кокаин», невозможный, ясное дело, на Первом канале.

— Я рассказываю историю про кабаретного певца, про человека богемы, вообще про богему как сословие, как страту определенную.

Она вспомнила содержание оперы Пуччини «Богема», в которую «всё это заложено — и вольность нравов, и нарушение общепризнанных обывательских границ». Вертинский был своего рода Казановой, имел бесчисленное количество любовных романов: «А я покажу, что он ходит с ними за ручку и читает стихи». Она получила возможность рассказать «о певчей птице, о вольном художнике таким, каким я себе его воображаю, каким он предстает в воспоминаниях».

— А не таким, каким определил нравственный комитет домкома номер семнадцать по улице Ленина города Правдолюбинск с председателем комитета Валентиной Николаевной Петровой 1903 года рождения и ее представлениями о том, чему должен учить кинематограф нашу молодежь.

Аудитория спросила, знала ли Авдотья, какой результат она получит.

— Безусловно, я знала, что у меня получится с рецензиями на мой сериал. Если я напишу в соцсетях, что сегодня 23 октября, то третьим сообщением придет «когда тебя с твоим мужем уже повесят на березе». Независимо от того, что бы я сказала.

Авдотья Смирнова о консультантах сериала "Вертинский", о дочери шансонье и о главном качестве богемы
Авдотья Смирнова о консультантах сериала "Вертинский", о дочери шансонье и о главном качестве богемы

То же и с кино. Еще не сняв ни одного кадра, она может сказать, что напишет критика. И перечислила по пунктам.

Потом она рассказала о том, как они постигали секрет необыкновенной эмпатии Вертинского, его необычайной доброты и волшебного дара не судить других, .

И сделала такое умозаключение:

— Это способность, которой обладает только одно сословие — богема. Богема сама себя осознает сословием таким грешным, что не считает себя вправе судить других. Поэтому она может отдать последнюю рубашку и каторжнику, и вору, и убийце, и проститутке. Потому что все люди.

Тут я глубоко задумалась, вспомнив эпизод из своей жизни. Он, конечно, несоизмерим с масштабами того, о чем говорила знаменитая сценаристка и режиссер.

Но я, маленький обыватель, почти Марьиванна, на всю жизнь запомнила свой пример «эмпатии» и, видимо, встречи с богемой.

С огромным трудом уговорив маму в середине учебного года отдать меня в музыкальную школу, я столкнулась с тем, что на учебник сольфеджио надо записываться. И вот настал день, когда дрожащей рукой я достала из почтового ящика вожделенную открытку о том, что учебник доставлен в знаменитый нотный магазин-дворец на Неглинке. И четвертый ребенок в семье, последыш, бегающий в пальто дочери учительницы биологии с верхнего этажа, протянула маме руку, в которую она положила три монеты — два пятака на автобус и юбилейный рубль.

Как на крыльях влетела я в автобус, бросила монетку, оторвала билетик, и сама не своя от счастья … очнулась только возле кассы в магазине, когда, нащупав в кармане деньги, выложила на тарелочку кассирше два … пятака.

— Отойди, девочка, — сказала она мне сурово, потому что за моей спиной вилась огромная очередь.

Я отодвинулась на шаг, оценивая масштаб катастрофы (а это, поверьте была именно она), ресницы не могли очистить от слез даже горизонт ближайшего прилавка. За спиной стоял аромат духов и туманов. На Неглинку ходили особенные люди. Я была здесь чужой.

Откуда-то из конца очереди вышла женщина, положила в тарелку кассирше рубль. И сказала слова, которые я помню всю жизнь.

— Возьми. Последний.

И ушла из магазина.

Не помню, чтобы что-то выдавало в ней богему. Скорее соседку по моей хрущевке. Поэтому на месте большого художника я бы не обобщала.

Позвольте на этом месте прервать сие повествование.

Возможно, я к нему еще вернусь.

Р.S. Еще раз прошу не тратить время на указания — как, что, когда, в каких объемах мне писать. Любители коротких форматов, не обязывающих включать мозг, легко найдут себе чтиво на просторах интернета. Повторяю — ценю свою небольшую аудиторию, за расширением не гонюсь.

Источник