«А зори здесь тихие» — фильм о любви?

Двухсерийный фильм «А зори здесь тихие» (1972) мне нравится больше, чем одноимённая повесть Бориса Васильева. Книгу я прочитала один раз, и она показалась мне грубоватой и натуралистичной, поэтому не тянуло перечитывать, а версия режиссёра Станислава Ростоцкого – это сюжет на все времена. Васильев излишне прямолинеен – его образный язык скуп. Хотя… я допускаю, что это – всего лишь мой вкус.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Повесть, прежде всего, о войне, о женщинах-на-войне, а вот кинолента – о любви, как ни парадоксально это звучит. О той, что была, есть и, возможно, будет. О сбывшихся и несбывшихся мечтах юных девушек и молодых женщин. Победа равна Любви, как главному смыслу. Я имею в виду не только отношения мужчины и женщины. Любовь — вселенская. К земле, своей культуре, к Богу, которого тут нет (но именно он и есть!) Кроме того, это – плач по нерождённым или (как сын Риты Осяниной) выросшим в сиротстве, детям. О тех, кто мог бы жить, но не появился.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Отсюда – бесконечные разговоры девичьего отряда о мужчинах, деторождении, привлекательности, любовных драмах. Это – один из самый чувственных сюжетов в советском кинематографе. Здесь война — как невозможность любить и быть любимой. Война – как прерывание жизни целого рода. Неслучайно всё начинается мирной зарисовкой, где современные ребята с подругами гуляют, дурачатся, болтают. Они – счастливцы, чьи предки выжили.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Отвлекусь… Я долго не могла понять, почему меня коробят образы американских girls-военнослужащих – тугие, улыбчивые, с непременной завивкой, голливудские Мэри-Джейн, решившие патриотично помогать своему Джону-Кристоферу. Всё через яркий слоган на развороте дамского журнала. Они – лишь плакатик с прокрашенными губами, а наши девушки умирали, попадали в плен, уходили в партизаны, выполняли мужские обязанности, падая от усталости.

Американские плакаты военного времени напоминают рекламу консервированной кукурузы или стирального порошка. https://www.pinterest.ru/

Американские плакаты военного времени напоминают рекламу консервированной кукурузы или стирального порошка. https://www.pinterest.ru/

Вот эта очаровательность американок 1940`s и бесит. Оскорбляет. War-game, не более того. Показать ножки — благо, длина форменных юбок едва достигала колен. Рекламный ролик там, где нам привычно видеть хронику безжалостной и равнодушной смерти. Все эти дамские трио, типа The Andrews Sisters, поющие в форме US-Army какие-то весёлые, духоподъёмно-развлекательные песенки. Даже работницы у станка — и те при полном мейк-апе.

Советские девушки на фронте. Наши трио не чечётку били, а фрицев убивали. https://www.pinterest.ru/

Советские девушки на фронте. Наши трио не чечётку били, а фрицев убивали. https://www.pinterest.ru/

Но вернёмся к сюжету. Карелия. Неласковая природа. Старшина Васков, как квинтэссенция того, что мы называем русским солдатом – величие в простоте. Прибаутки, юмор, забавные ситуации. Ему обещают прислать бойцов, которые не любят ни самогона, ни женщин. Мечты сбываются – перед нами девичий отряд, где у каждой – личный счёт к Рейху. В детстве меня завораживали сцены «прошлой жизни» — изумительно светлые грёзы, где реальность подменяется театральной декорацией.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Война снята чёрно-белой, воспоминания – цветными, да ещё с бело-сиренево-розовой подсветкой. Солнечный мир стал колючим и без полутонов – есть чёрное и белое, мы и они. Истории девушек – как фрагменты коллективной биографии. От супружеского счастья Риты Осяниной – до запретной страсти Жени Комельковой; от интеллигентно-поэтической дружбы Сони Гурвич – до любви-восторга диковатой Лизы Бричкиной перед охотником или — мечтаний Гали Четвертак об актёре Сергее Столярове.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Девчата наводят красоту, вальсируют, сплетничают, ссорятся, хихикают – типичный дамский коллектив, где есть свои богини и свои простушки. Флиртуют с Васковым. Как же без этого? В момент истины все превращаются в святых — и те, что грешили, и те, что хранили себя. Они погибнут вместе со своими правильными и неправильными «любовями» и страданиями. Одну за другой их будут убивать сытые и равнодушно-циничные фрицы. Но в результате фрицы не прошли.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

И, ради этого прервалась жизнь и почернела весна любви для отдельно взятых Лиз, Жень и Сонечек. Памятный камень с именами — предупреждение смешливой молодёжи 70-х. Это – не только самый романтичный фильм о войне, но и один из самых душераздирающих. Девушек никто не призывал — они шли сами, отдавая себе отчёт в возможном исходе. Но разве можно было иначе?